Поговаривают о революции. Польша «заразилась» протестами от Белоруссии?

Митинг против запрета абортов в Варшаве. © / KACPER PEMPEL / Reuters

Митинги в польских городах по своей массовости уступают лишь протестам 40-летней давности. Многие наблюдатели говорят чуть ли не о революции.

   
   

Многотысячные демонстрации и лозунги с требованием к власти уйти в отставку. Попытки штурма президентского дворца. Столкновения с полицией, жёсткие задержания, слезоточивый газ... Нет, это не Белоруссия. Такие кадры сегодня приходят из Польши, власти которой одними из первых поддержали белорусские протесты и потребовали от Александра Лукашенко уйти в отставку. Теперь того же требуют от них самих собственные граждане.

Катализатором протестов стало решение Конституционного суда страны, который признал незаконным право на аборты в связи с патологией плода. Помимо этой причины польские женщины легально могут делать аборт только в двух случаях — после изнасилования и при угрозе жизни матери. Но, по статистике, в последние годы именно болезнь плода была причиной 98% легальных абортов. Поэтому решение суда фактически привело к их полному запрету.

Польша — одна из самых консервативных стран ЕС. Огромное значение в стране играет католическая церковь, верующими католиками себя называют 86% поляков. Неудивительно, что последние 5 лет власть в стране принадлежит ультраконсервативной партии «Право и справедливость» (ПиС), чьи политики жёстко критикуют однополые браки, аборты, миграционную политику и многие другие вещи, давно ставшие нормой в толерантном Евросоюзе.

Борьба за запрет абортов ведётся в Польше с 1989 г. «Поляки убили 17 млн нерождённых граждан. Их могилы — выгребные ямы, унитазы в гинекологических кабинетах и ​​мусорные баки!» — заявлял тогда бывший активист «Солидарности» Станислав Строжик. В стране было принято одно из самых жёстких в Европе законодательств, регулирующих прерывание беременности. Впрочем, полек это не останавливало — они часто уезжали делать аборт в другие страны ЕС. По оценкам организации «Аборт без границ», число «абортных туристок» достигало 100 тыс. в год.

В первые дни после решения КС протестующие врывались в костёлы, срывали богослужения, исписывали стены церквей граффити. Но кроме феминисток и ЛГБТ-активистов против президента Анджея Дуды и фактического лидера ПиС Ярослава Качиньского выступает и их ядерный электорат — фермеры и малые предприниматели. Первые недовольны недавно принятым законом о защите домашних животных с новыми правилами содержания скота. Вторые опасаются, что новая волна коронавирусных ограничений вконец их разорит. Всё вместе это породило крупнейший политический кризис в стране с 1989 г.