Поднять «Веселого Роджера»! Как нелегальные мигранты становятся пиратами

Танкер Elhiblu. © / Darrin Zammit Lupi / Reuters

Утро 28 марта началось для военно-морской миссии ЕС очень тревожно. Танкер Elhiblu, шедший под турецким флагом у берегов Ливии, странно себя вел — он внезапно резко изменил направление движения и при этом не выходил на связь. Вскоре один из вертолетов, отправленных к кораблю для изучения обстановки, получил скомканное сообщение по радио: «Дела плохи. Люди разгневаны до сумасшествия. Они не хотят возвращаться обратно в Ливию и требуют плыть в Европу».

   
   

Днем ранее экипаж танкера совершил маленький подвиг. Команда заметила в море две большие лодки, в которые доверху набились больше ста человек — мужчин, женщин и детей. Все они были мигрантами, которые хотели добраться из Африки в Европу. Сколоченные наспех из подручных материалов суденышки грозили развалиться от любой волны, поэтому капитан танкера принял единственно возможное решение — принять всех беженцев на борт и доставить их на землю.

Вот только выгрузить терпящих бедствие мигрантов он решил не в Европе, куда они все направлялись, а в Ливии, в порту Триполи, откуда они недавно стартовали. Осознав ситуацию, 108 беженцев взбунтовались и захватили корабль, недавно спасший их от смерти.

Захваченный танкер взял курс на север от ливийских берегов. Было непонятно, то ли он направляется на Мальту, то ли к итальянскому острову Лампедуза, который в последние годы стал для мигрантов своеобразным «окном в Европу» — здесь располагается крупнейший лагерь беженцев с африканских берегов, откуда их потом распределяют по квотам во все европейские страны.

О форс-мажоре в Средиземном море немедленно было доложено мальтийским и итальянским властям. Ситуацию на свой контроль лично взял министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини. Лидер партии «Лига севера», которая поставила своей целью пресечь поток мигрантов из Африки в Европу, Сальвини известен как человек, который запретил заход в итальянские порты всем судам с мигрантами. Первая реакция министра была жесткой: «Это уже не спасательная операция. Речь идет об акте пиратства», — заявил он в эфире телеканала Rai News 24.

Танкер Elhiblu. Фото: Reuters/ Darrin Zammit Lupi

Вскоре итальянцы и мальтийцы вместе начали спецоперацию. К захваченному танкеру направились два военных катера, катер береговой охраны с отрядом спецназа и военный вертолет. Абордаж прошел быстро и без крови — мигранты не оказывали сопротивления. Elhiblu под конвоем доставили в Мальту, где четверо зачинщиков бунта были арестованы, а остальные 104 мигранта отправились в лагеря для беженцев. Мальтийские власти объявили, что их ждёт депортация.

   
   

Против этого резко высказались либеральные организации. «Отправка беженцев обратно в Ливию, где несколько лет продолжается война, станет актом бесчеловечности. Необходимо отправить их в Европу, где их права будут соблюдены. Они не пираты, а люди, которые бегут от войны», — заявили в организации Mediterranea Saving Lives. «Они увидят Италию только через телескоп», — решительно пообещал в ответ Сальвини.

Правозащитники действуют в связке с контрабандистами?

С разгара миграционного кризиса в 2015 году прошло уже четыре года, однако в Европе до сих пор с ужасом вспоминают миллионы беженцев, штурмующих европейские границы. На волне антииммигрантских настроений воспряли правые партии, которые до этого находились в глубокой оппозиции. В некоторых странах они заняли места в парламенте, а в Италии, через которую шёл один из основных мигрантских потоков, и вовсе пришли к власти. В результате с начала года в Италию попали чуть более 300 беженцев. Это на 97% меньше, чем за тот же период в 2017 году, и на 94% меньше, чем в прошлом.

Тем не менее, поток мигрантов из Африки не иссякает до конца. Причем беженцам помогают не только криминальные структуры в той же Ливии, которые перевозят людей за деньги, но и общественные организации, вроде уже упомянутой Mediterranea Saving Lives. Они начали появляться в разгар кризиса в 2015 году, объявив своей целью спасение беженцев с тонущих в море судов. Проблема заключалась в том, что практически из каждого рейса корабли этих организаций приплывали, под завязку набитые пассажирами.

Активисты антииммигрантских организаций отследили спасательные суда и заметили, что маршруты таких кораблей очень просты: к берегам Ливии и обратно. Спасательные организации обвинили в том, что они по сути играют роль пассажирских компаний — берут у берегов Ливии на борт всех желающих попасть в Европу и перевозят их туда. «Зачастую правозащитники действуют в связке с контрабандистами, — говорит профессор МГИМО Николай Топорнин. — Контрабандисты за деньги вывозят беженцев на лодках в море и там посылают сигнал SOS. Подходят суда правозащитных организаций, который забирают мигрантов и везут их в европейские порты».

Законодательной базы, чтобы препятствовать таким перевозкам, у властей той же Италии долгое время не было. Пока в 2018 году к власти не пришла коалиция правых партий, выступающих за резкое ограничение миграции. И практически сразу после выборов произошел первый конфликт. Итальянские власти отказались принимать судно Aquarius, на котором находилось более 600 беженцев. Сразу после этого на Рим обрушилась волна критики. Например, президент Франции Эммануэль Макрон назвал поведение итальянских властей «циничным и безответственным». Впрочем, сам он тоже не стал давать приют кораблю с беженцами. В итоге судно приняли испанцы.

Но итальянцев критика не остановила. 18 марта 2019 года новое правительство издало директиву о том, что корабли, спасающие людей у ливийских берегов, не имеют права доставлять людей в Италию, если не координируют свои действия с властями. В результате уже через два дня итальянские пограничники запретили заход в итальянский порт спасательному судну, на котором находилась очередная партия мигрантов.

Пиратство как способ эмиграции

Пока европейские власти ужесточают миграционное законодательство, беженцы продолжают пробиваться к новой жизни, но уже новыми способами, которые порой редко отличишь от пиратских.

Например, в декабре 2018 года итальянское грузовое судно Grande Tema было захвачено в устье Темзы четырьмя нелегалами. Четверо мужчин пробрались на судно, когда он стояло в Нигерии. Практически все путешествие до берегов Туманного Альбиона они прятались в трюме. Когда оно подошло к Великобритании, нелегалы выбрались из убежища, вооруженные железными прутьями, трубами и ножами и захватили корабль. Они потребовали от экипажа высадить их на берегу. Однако команда успела послать сигнал тревоги, и уже через 25 минут судно было взято на абордаж британскими пограничниками. Всех злоумышленников задержали. Сопротивления они не оказывали, да и из команды никто не пострадал.

Однако своей цели мигранты добились — они находятся на территории Британии. Выслать их оттуда проблематично. Во-первых, непонятно, куда их экстрадировать — ведь паспортов у них нет, ни одно государство их не примет. Во-вторых, правозащитные организации предоставили им адвокатов. То же касается и беженцев, захвативших танкер Elhiblu. Экстрадировать беженцев обратно можно, только если будет известна их родина. Тюремные сроки грозят только зачинщикам захвата судна. Остальные, скорее всего, будут направлены в лагеря для беженцев.