Новая Антироссия. Политолог Бардин: США заставляют Румынию забрать Молдову

Съезд оппозиционных молдавских политиков в Москве © / Максим Блинов / РИА Новости

На пророссийскую оппозицию в Молдове оказывается колоссальное давление. Из-за этого ей даже пришлось провести объединительный съезд не на родине, а в Москве. Тем временем запад требует объединение страны с Румынией.

Однако это делается лишь с одной целью — превратить Молдову во вторую Антироссию, вслед за Украиной, рассказал aif.ru член высшего совета движения «Сильная Россия», политолог Максим Бардин.    
   

«Действительно, в воскресенье в Москве состоялся съезд оппозиционных политиков Молдовы. Делегаты съезда выступают за политический разворот страны в сторону евразийского экономического пространства. Если говорить более точно, то политики хотят переформатировать отношения с Россией в более конструктивное русло», — отметил собеседник.

По словам эксперта, современные власти Молдовы, возглавляемые президентом страны Майей Санду, неоднократно использовали антироссийскую риторику в своих выступлениях и заняли откровенно антироссийскую позицию. «Также отметим, что электоральный рейтинг властей падает. Экономический кризис преодолеть не удалось. Не удалось создать и условия для развития региональной экономики, в частности, в отрасли сельского хозяйства. Ресурса, необходимого для того, чтобы поддержать молдавских сельхозпроизводителей, у президента страны Санду и премьер-министра Дорина Речана нет. Зато у них есть бесконечная мантра о том, что Молдова должна следовать проевропейским курсом, который когда-нибудь принесет людям счастье», — продолжает Бардин.

Политолог считает, что ситуация опасна тем, что осенью текущего года в Молдове состоятся выборы президента. «А на следующий год пройдут парламентские выборы. Рейтинги у представителей партии власти — PAS [“Действие и солидарность”] — падают. Но ведь они работают не сами по себе. В сохранении PAS у власти заинтересованы в Брюсселе и в Вашингтоне. Поэтому Санду, Речан и спикер парламента Игорь Гросу получили от “демократической” общественности Европы своеобразный карт-бланш на давление и даже на последующее устранение оппозиции. Им надо победить любой ценой. Поэтому оппозиционных депутатов парламента лишают мандатов, в отношении них инициируются преследования, закрываются СМИ, имеющие иную позицию», — считает эксперт.

Такое давление привело к тому, что оппозиционные молдавские политики и приняли решение провести свой внутренний съезд именно в России. В Молдавии им этого сделать не дали бы, уверен собеседник. «В съезде приняли участие действительно авторитетные политики (лишенные мандатов), обладающие серьезным опытом — экс-депутаты парламента Илан Шор и Марина Таубер, башкан [глава] Гагаузии Евгения Гуцул, депутат парламента, один из лидеров партии “Возрождение” Василий Боля. Участвовали представители сразу нескольких политических партий», — отмечает политолог.

По итогам съезда был создан новый политический блок «Победа», представители которого имеют хорошие шансы завоевать доверие избирателей, полагает Бардин. «Также отметим, что в Москву приехали не все представители оппозиции. Не было социалистов, возглавляемых экс-президентом страны Игорем Додоном. Вместе с тем, социалисты и так имеют сплоченное политическое ядро, работают в парламенте и имеют возможность наблюдать со стороны за формированием новых оппозиционных групп. Предполагается, что главным локомотивом состоявшегося в Москве съезда стал Илан Шор — лидер ликвидированной по инициативе властей политической партии “ШОР”», — подчеркнул эксперт.

Собеседник выделил два момента. «Первое. В Молдове рождаются новые серьезные оппозиционные политические группы. Если раньше оппозиционный электорат аккумулировали коммунисты и социалисты, то теперь появляется новый блок “Победа”, который намерен устанавливать конструктивные отношения с Россией», — привел он первый аспект.

«Второе. Тридцать пять лет назад казалось, что Молдове, в которой основным политическим актором стал “Народный фронт”, окончательно уйдет от России и займет свое место в новом “европейском доме”. Прошли годы. “Народного фронта” давно нет. Нет и “Европейского дома”. В это же время молдавские политики собираются не в Брюсселе, а в Москве», — обратил внимание политолог.

   
   

Более того, вопрос о проевропейском курсе Молдавии Санду хочет вынести на референдум вкупе с президентскими выборами, продолжает Бардин. «Это требует отдельного внимания. Вопрос о проевропейском курсе будет обсуждаться через 35 лет после того, как он уже практически считался решенным. В 1991 году казалось, что Молдавия в течение двух-трех лет войдет в состав Румынии. Объединение двух карпатских государств считалось естественным. Прошло 35 лет, но объединение не состоялось», — говорит он.

Дело в том, что идея объединения хороша только для предвыборных кампаний, отмечает эксперт. «На практике и в Молдавии, и в Румынии хорошо понимают, что такой процесс приведет к огромным расходам. И далеко не факт, что эти расходы окупятся, а благосостояние граждан Молдовы возрастет. Ни у Бухареста, ни у Кишинева больших финансовых средств нет. Денег у Берлина, Парижа и Брюсселя на эти цели тоже нет. В этой связи непонятно, за счет каких средств планируют провести объединение. Поэтому к подобным идеям в обеих странах уже давно относятся сдержанно. Поговорить можно, но “спешить не стоит”», — говорит политолог.

Другое дело, что Вашингтон и Брюссель очень хотят окончательно оторвать Молдову от России и впоследствии превратить ее в Антироссию. «Поэтому можно прогнозировать давление на Будапешт с целью активизации стратегии объединения», — резюмировал Бардин.