Игры Киева с рубильником. Чем грозит отключение электричества в Донбассе

Луганская обл. © / Евгений Биятов / РИА Новости

Украина отключила от электроподачи Луганск. Официальная версия: рубильник выключили из-за катастрофических долгов и неплатежей. К слову, долги за коммунальные услуги — это обычное явление для всей Украины, причём эта проблема серьёзно обострилась из-за кратного роста тарифов. Однако правительство Украины не отключает другие регионы, где живут злостные неплательщики.

   
   

Луганску повезло меньше. Но вожделенного Киевом блэкаута не случилось. Руководитель МЧС ЛНР Сергей Иванушкин заявил, что действия Киева никак не отразились на жизни в республике, все предприятия и население обеспечены электроэнергией. На восстановление снабжения в Луганске потребовалось полчаса, не более часа — в других поселениях ЛНР.

Решить быстро проблему удалось благодаря помощи России. «Близко расположены к Луганску Новочеркасская ГРЭС и Ростовская АЭС: даже их частичной мощности в 2 гигаватта Луганску хватит „за глаза“, там общее потребление мощности не превышает 1,5 гигаватта. Есть ещё достаточно мощная Краснодарская ТЭЦ. Все эти российские энергетические предприятия объединены единой линией электропередач. Так что не составит никакого труда переключить Луганск на эти источники электроэнергии», — сообщил глава Ассоциации «Поставщики Таможенного Союза» Олег Ногинский.

Представитель России в контактной группе по Украине Борис Грызлов заявил, что российское правительство приняло решение об обеспечении электроснабжения ЛНР в рамках гуманитарной поддержки. Иными словами, на деньги от Киева никто даже не рассчитывает, а у Луганска их просто нет. Так что электроэнергию, видимо, подают в формате гуманитарной помощи, как это уже происходит с газом для ЛНР и ДНР.

Дело не в долгах?

ЛНР и ДНР в энергетическом смысле представляют собой обособленные острова. В Донецкой области электрогенерация всегда была сильно развита, и после Минских соглашений генерирующие мощности оказались практически равномерно размещены по обе стороны линии разграничения. В Луганской области всё гораздо сложнее. Есть лишь одна крупная Луганская ТЭС, которая расположена почти на линии конфликта: в городе Счастье, который контролирует Киев. То, что ТЭС в результате боёв до сих пор не разрушена — результат сложных договорённостей и понимания всеми сторонами важности этого объекта инфраструктуры.

До недавнего времени станция работала на антраците, который добывают на расположенных в ЛНР шахтах «Краснодонуголь»: предприятие принадлежит украинскому олигарху Ринату Ахметову. Сначала на ТЭС начались проблемы из-за блокады националистов: они установили редут на железнодорожной ветке, по которой уголь поступал на Луганскую ТЭС. Затем последовало введение внешней государственной администрации на «Краснодонугле», «Свердловскантраците» и «Ровенькиантраците». Вот тут-то Ахметов и заявил: угля хватит максимум на 1,5 месяца. 

«Проблема не в неоплаченных счетах, а в энергетических неурядицах самой Украины, — уверен руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — После введения грузовой и транспортной блокады Донбасса Украина испытывает острый дефицит твёрдого топлива: антрацита не хватает ни теплоэлектростанциям, ни металлургическим заводам. Покупать уголь из России Киев запретил, а везти антрацит из ЮАР или США и дорого, и долго. Энергетические и металлургические предприятия останавливаются одно за другим, и Минэнерго Украины уже предупредило о начале веерных отключений электричества в мае. Видимо, именно с этим связано решение Киева о прекращении поставок энергии на территорию ЛНР».

   
   

Опять война?

Надо понимать, что отключение электроэнергии — это не только проблемы населения, которых пока удалось избежать за счёт поставок электричества из России, но и остановка практически всех предприятий непризнанной республики. Эксперты говорят, что Киев подавал на территорию ЛНР 150 мегаватт, а российская ветка мощностью около 60 мегаватт.

В первую очередь опасность таят шахты. Если будет отключено их электроснабжение, и прекратится на длительное время водоотлив выработок, это грозит непоправимыми экологическими последствиями для Донбасса. Может отразиться и на России. Например, шахты Гукова и Каменск-Шахтинска в Ростовской области связаны подземными выработками с украинскими шахтами, и вода при катастрофическом сценарии неизбежно пойдёт к ним.

Неприятности могут поджидать и украинцев, которые оказались на подконтрольных Киеву территориях. «Любая остановка Луганской ТЭС фактически парализует жизнь в первую очередь севера области, подконтрольного нам, — рассуждает Михаил Жирохов, украинский военный эксперт. — Мы надеемся, что наши власти проработали такой вариант, иначе блэкаут постигнет не ЛНР, а свободную часть Луганской области. Это не сможет не сказаться на нашей обороноспособности на этом направлении». 

Кстати, эксперт полагает, что «ситуация с электроснабжением может стать катализатором начала активных боевых действий на луганском направлении». Похожие прогнозы делают и в Донецке. Только там ещё рассказывают об огромном скоплении военных с украинской стороны на линии разграничения и предполагают, что экономическая и энергетическая блокада — лишь дымовая завеса, которая должна отвлечь от готовящегося наступления. Даже называются сроки: вторая половина мая.

Рискнут оставить без воды?

Пока боевые действия не начались, эксперты в Донбассе и Киеве рассуждают о том, решится ли Украина заблокировать подачу электроэнергии на Попаснянский водный узел, снабжающий водой примерно полтора миллиона человек на территории ЛНР (такие города, как Луганск, Алчевск и др.) и ещё более 50 тысяч — в населённых пунктах, находящихся под контролем Украины. 

«Ситуация усугубляется тем, что блэкаут поставит ЛНР перед проблемой подачи питьевой воды. Луганская область, в отличие от Донецкой, не имеет автономных источников воды и водоёмов, она полностью зависит от украинской стороны. Естественно, последствия блэкаута скажутся на всех жителях ЛНР», — полагает бывший депутат Верховной рады, экс-глава парламента Новороссии Олег Царёв. 

О возможном прекращении подачи электроэнергии для нужд Попаснянского водоканала заявил гендиректор Луганского энергетического объединения (ЛЭО) Владимир Грицай. Ситуация на этом водоканале и так была нелёгкая, так как с конца прошлого года Киев из-за долгов уже ограничил поставки электроэнергии на предприятие, а также поставки воды, которую пришлось подавать населению «по расписанию». Даже в ОБСЕ тогда раскритиковали отключение воды в Донбассе. В январе 2017 года начал работать механизм расчёта за воду между ЛНР и Киевом: через фирму-посредника поступили первые 10,5 млн гривен. Подачу электроэнергии, а следовательно, и воды, возобновили. Однако в марте Украина снова без предупреждения прекратила подачу воды с Западной фильтровальной станции (ЗФС) якобы из-за аварии на магистральном водоводе. Сейчас в Киеве идут бурные споры о том, стоит ли повторить трюк и оставить жителей ЛНР без питьевой воды. 

Правда, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука заявил, что этого не случится: «Скорее всего, будет принято решение не отключать Попаснянский водоканал, чтобы не спровоцировать санкции, которые неизбежно будут в случае нарушения гуманитарных норм». 

В ДНР не сунутся?

Удивительным образом этот гуманизм почему-то распространяется пока на территорию ДНР: там пока нет больших проблем со светом и водой. Тука признался, что долги у Донецка поменьше, но главное, если Украина решится прекратить поставки электроэнергии на территорию ДНР, она может столкнуться с ответными мерами, и пострадать от этого может Мариуполь. В этот город поступает электроэнергия от Старобешевской ТЭС, которую национализировали в ДНР после блокады. «Естественно, что вероятность ответных мер достаточно высока, поэтому мы и не торопимся принимать такое решение и сейчас взвешиваем все за и против», — сказал Тука. 

Ещё одно признание прозвучало из уст главы подконтрольной Киеву Донецкой военно-гражданской администрации Павла Жебровского. Он и вовсе выразил сожаление по поводу того, что власти Украины не могут перекрыть водоканал «Северский Донец — Донбасс», который обеспечивает водой Донецк. «К сожалению, в отличие от Луганска, мы не можем перекрыть воду, потому что канал идёт через контролируемую (Украиной) территорию, потом заходит на Горловку, Донецк, а потом идёт на Мариуполь. Фактически, перекрыв канал, мы перекроем воду для Мариуполя», — посетовал этот «гуманист».