Цветы для карателя. Украинские школьники на могиле обершарфюрера

​Всякий раз, когда приходится писать об очередном примере насаждения неонацистской идеологии на Украине, среди аудитории находятся сомневающиеся. Некоторые полагают, что по единичному примеру нельзя судить о целой стране.

   
   

«Возложить цветы и зажечь свечи»

Другие вовсе пытаются ставить под сомнение информацию, хотя любой желающий может проверить ее через украинские источники.

Недоверие связано прежде всего с тем, что многие до сих пор не могут поверить в возможность существования в 2020 году неонацизма как части государственной идеологии где бы то ни было. 

Но то, что одним кажется невозможным, для других стало, по сути, обыденностью. 

Глава Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский на своей странице в Facebook разместил фотографию: школьники младших классов вместе с учительницей благоговейно выстроились вокруг могилы, на которой указано имя Дмитро Пелип.

«Учащихся Равской средней школы привели возложить цветы и зажечь свечи на могиле нацистского коллаборанта и военного преступника Дмытра Пелыпа, обершарфюрера батальона „Нахтигаль“ и 201-го батальона вспомогательной полиции (шуцманшафт), участника массовых убийств евреев и поляков, карательных операций против мирного населения», — прокомментировал фото Эдуард Долинский.

   
   

Карьера палача: кто такой Дмитро Пелип?

Уроженец Львовщины Дмитро Пелип еще в 1930-х годах примкнул к ОУН (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ). Арестованный польскими властями, он вышел на свободу в 1939 году и перешел на территорию, контролируемую Германией. Там он стал членом подразделения «Нахтигаль», выполнявшего диверсионные функции во время вторжения нацистской Германии в СССР. «Нахтигаль» известен своим участием в массовых убийствах евреев во Львове в 1941 году. 

Осенью 1941 года вместе с другими боевиками «Нахтигаля» Пелип влился в 201-й батальон охранной полиции (шуцманшафта), участвовавший в карательных акциях на территории Белоруссии. Только согласно официальным отчетам 201-го батальона, за девять месяцев нахождения на территории Белоруссии он уничтожил около 2000 «партизан», потеряв 49 человек убитыми и 40 — ранеными. Западные исследователи пишут, что минимальные потери шуцманшафта объясняются тем, что его личный состав уничтожал не партизан, а в массе своей мирное население: женщин, стариков и детей. 

В 1943 году Пелип вернулся домой, возглавив боевую группу «службы безпеки» ОУН Рава-Русского уезда. В новом качестве Пелип уничтожал местное польское население, нападал на отряды советских партизан, а с приходом Красной армии стал организовывать диверсии в ее тылах. В ноябре 1944 года Пелип был тяжело ранен в бою с подразделением НКВД и скончался от ран. 

В 1945 году руководство УПА (организация запрещена в России) объявило Пелипа «первым рыцарем Золотого Креста боевой заслуги УПА». С 1944 года останки карателя были закопаны на небольшом деревенском кладбище. Но в сентябре 1991 года на фоне распада СССР его торжественно перезахоронили в родном селе. 

Теперь на его могилу водят школьников Равы-Русской, чтобы они вдохновлялись его героическим примером.

Еще один Дмитро

Вообще, подобных примеров для подражания в Незалежной более чем достаточно. 

Осенью 2019 года АиФ.ru писал об украинском «герое» с похожим именем: Дмитро Палиеве. Тогда на Украине по времени практически совпали два события: в Одессе неонацисты демонтировали барельеф маршала Жукова, а в городе Калуше Ивано-Франковской области состоялось торжественное открытие памятной доски в честь гауптштурмфюрера дивизии СС «Галичина» Палиева. 

Предводитель Фронта национального единства, ярый украинский националист Палиев в годы гитлеровской оккупации активно сотрудничал с нацистами и стал одним из идейных вдохновителей создания украинской дивизии ваффен-СС. Сохранилась фотография, на которой Палиев в нацистской форме рядом с бюстом Гитлера зачитывает документ перед строем новоявленных украинских эсэсовцев. Гауптштурмфюрер Палиев оказался в числе тех украинских гитлеровских прихвостней, которые были уничтожены Красной армией в бою под Бродами 19 июля 1944 года. 

В 2011 году мэр Львова Андрей Садовый разрешил установить в городе памятную доску в честь Палиева. В апреле 2016 года в селе Перевозец, где родился эсэсовец, состоялось празднование его 120-летия. В памятной акции принимали участие военнослужащие, одетые в форму «Галичины». «Мы, жители Перевозца, горды, что такая неординарная личность — наш земляк», — заявила представитель местной администрации Марьяна Масляк.

Калуш, Ивано-Франковск, Львов, далее везде

В 2017 году в Калуше состоялась презентация книги и фильма о Палиеве. В ноябре того же года по поручению городского головы Калуша Игоря Матвийчука в селе Перевозец прошло чествование памяти Палиева с возложением цветов от заместителей городского головы и участников АТО. 

В городе Калуше во время оккупации гитлеровцы и их украинские пособники уничтожили около 7000 евреев. Сегодня этот населенный пункт выглядит так, будто вернулись времена Третьего рейха. Здесь установлен памятник одному из главарей УПА Роману Шухевичу, действует ледовый дворец имени Степана Бандеры, проводится традиционный шахматный турнир имени Степана Бандеры. В городе установлен барельеф Юрию Гарасимиву, оберштурмфюреру 14-й дивизии ваффен СС «Галичина». И именно в Калуше состоялось чествование 94-летнего ветерана дивизии СС «Галичина» Василя Наконечного, во время которого престарелый эсэсовец от избытка чувств вскинул руку в нацистском приветствии. 

В январе 2020 года в Ивано-Франковске в присутствии местных властей, духовенства с большими почестями проводили в последний путь почетного жителя города, 100-летнего ветерана «Галичины» Михаила Мулика.

Одной Ивано-Франковщиной подобные процессы не ограничваются. Вот, к примеру, 20 апреля львовское издание Forpost опубликовало поздравительный материал к 96-летию ветерана дивизии СС «Галичина» Владимира Клоса. Подобные чествования на Западной Украине уже стали нормой жизни. 

Возмущаться происходящим, откровенно говоря, уже нет сил. Да и какой смысл, если все это не случайные упущения и перегибы, а составные части хорошо продуманного курса? Страшнее сознавать другое: там, в этих украинских областях, доживают свой век ветераны Великой Отечественной войны. Каково им каждый день видеть торжество тех, кого, казалось, разгромили 75 лет назад?