Экс-президент Польши Лех Валенса стал очередным лауреатом Нобелевской премии мира, отметившимся отнюдь не миротворческими намерениями. Он призвал Запад «нанести удар по Москве», в случае если Россия «вторгнется на Украину».
«Ни шагу назад!»
Громкое заявление бывший президент Польши и нобелевский лауреат Лех Валенса сделал в интервью газете Rzeczpospolita. По его словам, «Путин зашел слишком далеко». «Нельзя отступать, ведь каждая следующая атака Путина будет еще хуже. Весь мир должен мобилизоваться и предотвратить нападение на Украину. Если Путин атакует Киев, должна быть немедленная реакция: атака на Москву», — уверен Валенса.
По его мнению, Польша должна сделать все, чтобы поддержать Украину, «даже добровольцев набирать». «Ни шагу назад! Мы должны пожертвовать всем и вложить в Украину все ресурсы, которые у нас есть», — заявил бывший польский лидер.
Столь воинственное послание в России было встречено скорее с насмешкой. «Я считаю, что Валенсе надо пить таблетки от деменции», — заявил губернатор граничащей с Польшей Калининградской области Антон Алиханов. «Я считаю, что это последствия постковидного синдрома, не иначе. Только так можно об этом говорить», — сказал член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шагоев.
А вот сенатор Андрей Климкин ничего смешного в рассуждениях Валенсы не видит. «Я считаю, что подобные заявления о нападении на Россию должны приводить к уголовным делам», — заявил он.
«Лех Валенса сам по себе далеко не является зеркалом польского общества.
По словам эксперта, русофобия в Польше настолько сильна, что даже заставляет польских политиков закрывать глаза на трагичные страницы истории. Например, на память о Волынской резне, когда украинские националисты истребляли польское население Волыни. «Все упирается в историю. Поляки не могут простить России того, что в XVII-XVIII столетиях выиграл проект „Москва“, а не проект „Речь Посполитая“. Поляки претендовали на главенство в Восточной и Центральной Европе, но их проект проиграл Московскому государству. Они до сих пор не могут этого простить и понять, что мононациональный проект, представляющий поляков как главенствующую нацию, никогда не может быть удачным имперским проектом. Русский проект был многонациональным», — рассказывает Бондаренко.
При первой же возможности поляки стараются взять реванш, указывает историк. «Так было в годы Наполеоновских войн, когда в Великой армии Наполеона служил Польский легион, так было в годы правления Пилсудского, когда Польша претендовала на Белоруссию и Украину. Неслучайно Гитлер единственный раз в жизни был в католическом костеле в Берлине, когда была заочная панихида Пилсудского», — напоминает он.
Противостоять этому можно и нужно, считает эксперт. «Я бы напротив польского посольства в Москве поставил памятник спасшему Краков маршалу Коневу. И построил бы на той же улице копию Александро-Невского собора, взорванного поляками в Варшаве в середине 1920-х годов, — предлагает Бондаренко. — Всевозможные лимитрофы по периметру наших границ не стесняются называть улицы своих городов, где располагаются наши посольства, именами недругов российского государства. Почему бы и нам не перенять эту практику и не напоминать им на улицах наших городов об их преступлениях?»
Кто еще призывал атаковать Россию?
Валенса — далеко не первый западный политик, призывающий «бомбить Россию». Ранее о том, что США должны нанести ядерный удар по России, заявил американский сенатор Роджер Уикер. Он не исключил, что в случае «начала российского вторжения на Украину» США могут вмешаться в войну.
«Военные действия США против России могут включать в себя то, что наши корабли войдут в Черное море... Мы также можем участвовать в боях на земле, я бы этого не исключал. Знаете, мы не исключаем и использование ядерного оружия», — заявил он телеканалу Fox News.
Коллегам Уикера по Конгрессу потом пришлось объяснять, что он «просто рассуждал о гипотетической вероятности конфликта». А президент США Джо Байден даже специально заявил прессе, что, мол, вмешиваться в военный конфликт и уж тем более устраивать ядерные войны Вашингтон не намерен. Формулировка о том, что «ядерный конфликт недопустим» и в нем не будет победителей, потом несколько раз звучала по итогам переговоров России, США и НАТО по гарантиям безопасности.
Дискредитированная премия
Надо сказать, что заявление Валенсы в очередной раз ударило по некогда престижной награде: Нобелевской премии мира. Валенса — далеко не первый лауреат этой премии, выступающий отнюдь не с миротворческими идеями.
К примеру, в 1991 году эту премию с формулировкой «за ненасильственную борьбу за демократию и права человека» получила лидер оппозиции Мьянмы Аун Сан Су Чжи, которую военные власти страны держали под домашним арестом. В 2016 году она стала государственным советником Мьянмы, фактически возглавив правительство. Практически сразу она оказалась под огнем острой критики из-за действий армии Мьянмы против одной из народностей страны, мусульман рохинджа. В результате столкновений погибли сотни человек, сотни тысяч были вынуждены бежать. Нобелевский комитет призывали лишить Аун Сан Су Чжи премии, но в Осло заявили, что обратной силы их решение не имеет.
В 2009 году «за выдающиеся усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами» премию получил новоизбранный президент США Барак Обама, во время предвыборной гонки обещавший закончить войну в Ираке и Афганистане. Премию ему давали авансом, и, как позднее выяснилось, зря. Он так и не выполнил своих обещаний вывести войска из Ирака и Афганистана. А кроме того, при Обаме в 2011 г. началась операция в Ливии, которая привела к множеству жертв и ввергла эту страну в хаос. А за один лишь 2015 год США провели более 5000 авиаударов в Ираке и Сирии. Экс-секретарь Нобелевского комитета признал, что сожалеет о присуждении премии Обаме.
А в 2019 году нобелевку за разрешение пограничного конфликта с Эритреей получил премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али. А уже в конце 2020 года в Эфиопии начался конфликт в сепаратистки настроенной провинции Тыграе. Премьер обещал разобраться с конфликтом быстро и бескровно, но вместо этого в стране началась тяжелая гражданская война. Теперь нобелевского лауреата обвиняют в том, что он устроил бойню, в которой погибли десятки тысяч мирных жителей, более миллиона стали беженцами, а еще сотням тысяч угрожает голодная смерть.