«Мистраль» преткновения. Получит ли Россия вертолётоносцы из Франции?

​- Сделка пока не сорвана, французы пытаются маневрировать, ощущая на себе беспрецедентное давление со стороны США и других партнёров по НАТО, - считает Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий. - Накануне саммита блока президент Ф. Олланд сделал обтекаемое заявление о том, что время передавать России уже оплаченные корабли «не пришло». Срок сдачи первого судна - 1 ноября, авось к тому времени ситуация на Украине как-то рассосётся… Но, боюсь, французы просчитались: если раз дали слабину, партнёры их дожмут и «Мистрали» Россия не получит. Может, оно и к лучшему: на сумму контракта в 1,2 млрд евро, которые Франции придётся вернуть, плюс неустойку в десятки процентов можно будет заказать другие универсальные вертолётоносцы где-то ещё (у нас их не строят). Например, в Южной Корее, хотя в этом случае в контракте придётся прописывать «деамериканизацию» этих кораблей - слишком много в них деталей из США.    
   

В любом случае ситуация выглядит драматичной в первую очередь для репутации Франции и лично для Олланда. На ближайших выборах он и его Соцпартия наверняка потеряют много тысяч голосов кораблестроителей. Что потеряет Россия? Думаю, её ущерб будет гораздо меньше. Напомню, что основная цель покупки «Мистралей» заключалась не только и не столько в военной целесообразности. Тогдашний министр обороны А. Сердюков хотел «поставить на место» отечественный ОПК - это и было основной целью. Второй целью было улучшение отношений с Францией, которая считалась «слабым звеном в цепи НАТО». И только третьей причиной покупки было то, что «Мистрали» - реально хорошие корабли. В иных обстоятельст­вах они могли бы патрулировать Аденский залив, стращать японцев и китайцев на Дальнем Востоке, оказывать давление на прибалтийских членов НАТО. Но, видимо, не сложится.

От редакции. Г-н Сердюков в пику отечественным оборонщикам заключил контракт, по сути, с вероятным противником. Что само по себе - сомнительная сделка. Риски её срыва не были просчитаны, и это повод для самого серьёзного расследования. Или экс-министр, вышедший сухим из дела «Оборонсервиса», у нас окончательно стал неприкасаемым?