В Багдаде не всё спокойно. Что стоит за внезапной вспышкой насилия в Ираке

Инфографика АиФ

К выходным были взяты Тикрит (родина покойного Саддама Хусейна), двухмиллионный Мосул и Самарра в 120 км от Багдада. Следующим пунктом может стать сама столица страны, из которой выведены боевые подразделения армии США.

   
   

Откуда Левант?

В страхе перед бородачами из ИГИЛ в панике бежали подразделения регулярной иракской армии, вооружённой и обученной на американские деньги. Ситуация была признана настолько серьёзной, что свою помощь предложил даже заклятый враг Ирака - Иран. По меньшей мере 2 батальона спецназа иранской Революционной гвардии были замечены в боях по сдерживанию джихадистов из ИГИЛ. Что это за зверь и откуда он взялся?

Сначала эта организация называлась ИГИ - Исламское государство Ирака. Буква «Л» - Левант (Восточное Средиземноморье) добавилась после того, как оно ввязалось в гражданскую войну в Сирии. Исламское государство Ирака и Леванта появилось на сирийском театре боевых действий в 2012 г. в результате слияния иракских и сирийских суннитских группировок. Оно стремительно поставило под свой контроль значительную часть районов Сирии, занятых до этого умеренной оппозицией. Однако войска Башара Асада дали боевикам ИГИЛ отпор, после чего те решили поискать более лёгкую добычу, а заодно поставили в идиотское положение американскую администрацию. Чтобы свергнуть Асада, она была готова поддерживать хоть чёрта. В результате чёрт перебежал из ненавистной Сирии в проамериканский Ирак.

Что дальше?

О перспективах конфликта «АиФ» спросил Саида Гафурова, востоковеда, научного руководителя Центра ВВП: «ИГИЛ связано с «Аль-Каидой», хотя и не подчиняется ей. Это одна из многочисленных организаций, проповедующих уродливое направление политического ислама, деятельность которых управляется из Саудовской Аравии. На практике это десятки тысяч штыков лучшей в мире пехоты - неприхотливые, презирающие смерть и отчаянно жестокие боевики. В своё время джихадисты подобного толка победили таких серьёзных противников, как афганские моджахеды, заставившие отступить даже Советскую армию. Главные их силы были перемолоты регулярной сирийской армией, теперь остатки тамошних формирований пробуют счастья в Ираке.

Впрочем, даже самая лучшая пехота - ещё не гарантия победы. Есть и другие военные факторы - авиация, артиллерия, беспилотники, поддержку которых Багдад уже запросил у Вашингтона. К тому же джихадисты-сунниты сейчас подошли к местам проживания мусульман-шиитов, и те наверняка будут биться за каждый дом. А если власти по­обещают курдам Мосул, те, скорее всего, вступят в войну на стороне Багдада. Так что праздновать победу ИГИЛ пока рано».

Происходящее в Ираке у многих сегодня вызывает один хрестоматийный вопрос: за что боролись? В смысле - чего добились США, развязав в 2003 г. войну против правящего в этой стране режима? Да, никакой демократии при С. Хусейне не было, но был какой-никакой порядок. Американские бомбардировщики принесли туда на своих крыльях демократию, но вместе с ней хаос и разгул терроризма, обострение давней розни суннитов и шиитов. И, когда «страшного диктатора» Хусейна вздёрнули на виселице, думал ли кто-нибудь в Вашингтоне, какую кровавую кашу заварили в этой стране? Собственно, по­следствия той войны и Ирак, и весь Ближневосточный регион теперь и расхлёбывают.

Кстати, на момент подписания номера стало известно, что наступление боевиков ИГИЛ на Багдад захлебнулось. Пока...

   
   

В стороне от джихада. Виновата ли Америка в том, что в Ираке сейчас война? →