«Морского воробья» засунули в «Бук». Украина строит «Технику Франкенштейна»

Украинский ЗРК «Бук». © / Commons.wikimedia.org

Вооруженные силы Украины можно назвать страной экстремалов-экспериментаторов. Оставшись без основного количества поставок западного оружия и растеряв былые (и немалые) запасы вооружений, украинские «самоделкины» мастерят на коленке «новое» оружие. Используют как что-то из своих старых запасов, так и из разбитой техники НАТО. Занимаются этим украинцы не от хорошей жизни.

   
   

Два метра колючей проволоки

Ноу-хау в украинских ПВО — гибрид установки ЗРК «Бук», в которую «воткнули» американскую ракету RIM-7 Sea Sparrow («морской воробей»). Оригинальные ракеты для «Буков», ещё советского производства, выработаны на 98 процентов. То есть разговор ни о чём, нет ракет, а вот пусковые установки на гусеничном ходу ещё частично остались. Зато есть некоторое количество зенитных ракет.

Сама по себе американская ракета RIM-7 Sea Sparrow, которая была принята на вооружение ВМС США в 1976 году, принадлежит к классу «корабль — воздух». Это корабельная зенитная ракета с возможностью поражения целей на максимальной дальности в 20-30 километров. В самих США эти признали малоэффективными по ряду параметров. При увеличении дальности они не могли использоваться на кораблях класса фрегат.

«Морского воробья», которыми Пентагон «щедро» поделился с ВСУ, решили «прикрутить» на украинские ЗРК «Бук». Здесь нужно учесть и такой нюанс: дальность американской ракеты на 33 меньше, чем у штатной «буковской» советской ракеты 9М38. Впрочем, украинские ПВО обрадовались и такому «подарку».

«Про то, как прошло сопряжение американского «морского воробья» с советской РЛС 9С35 вообще ничего не говорится, — рассказал aif.ru политолог и военный эксперт Александр Зимовский. — При этом в целом очередной украинский технический «гений» успешно отработал в серии фотосессии «перемога». Про вероятность поражения цели ничего не сказано. Вероятно, что она просто упала кратно снижению дальности. 

Западная техника не сгодилась

«Запад в большом количестве поставил Украине своих вооружений, но все они из разряда “хромой лошади”, — рассказал aif.ru военный эксперт Борис Джерелиевский. — Даже “Леопарды” второй серии давно являются устаревшими и особой ценности кроме “звериного” названия не представляют. Выявились с поставляемыми западными вооружениями и такие нюансы, как сложность их ремонта и эксплуатации, когда поломка одной детали приводит к полному выводу из строя всей боевой машины.

Есть вопрос в дефиците снарядов калибра 120-мм, которые на Украине не производятся, пулемётному вооружению натовского калибра. Отсюда и практически полное отсутствие тяжелой гусеничной техники западного производства».

   
   

Модернизацией бронетехники — танков, БМП, БТР занимались Киевский КБТЗ, Житомирский ЖБТЗ, Львовский ЛБТЗ, Николаевский МБТЗ, Харьковский ХБТЗ. По логике вещей подобные мощности могли вывести ВСУ по бронированной мощи на лидирующие позиции в Европе. Но «выхлоп» украинской «оборонки» оказался достаточно скромным — нового практически ничего не появилось. Наиболее успешным был признан БТР-4 «Буцефал», остальные стали «калькой» с советских бронетранспортёров и выпускались ограниченными партиями. В итоге в сухопутных войсках ВСУ ощущался дефицит именно БМП и БТР, большая часть из которых находилась на хранении и была недееспособной.

«Главное заключается в техническом обслуживании любого вооружения, — рассказал aif.ru военный эксперт Владислав Шурыгин. — Понятно, что при помощи кувалды и какой-то там матери умельцы, хоть украинские, хоть русские, починят всё что угодно. Но вопрос упирается в запчасти, опять же если работал с пушкой Д-30, то в французской мортире сразу не разберешься. Будет стоять мертвым грузом, непригодным для какого-то потребления. Вроде как подарили, а как пользоваться, не объяснили. А устрицу, знаете ли, открыть сложнее, чем банку тушенки».