Президент России Владимир Путин заявил, что приоритетной целью СВО является освобождение Донбасса.
Как обстоят дела с достижением этой цели, какова обстановка на разных участках донбасской операции и как дальше будет развиваться наше наступление, «АиФ» выяснял вместе с экспертами.
Красноармейское (Покровское) направление
Покровск — новое название, которое украинские власти дали городу Красноармейск. Поэтому сейчас это направление ударов российских войск чаще всего называют Покровским.
На сегодняшний день оно самое перспективное и, как говорят, «информационно раскрученное». О нём постоянно говорят в военных сводках. Его упоминают аналитики и в России, и на Украине, и на Западе.
Ситуация на этом участке меняется ежедневно: ВС РФ освобождают один населённый пункт за другим, заходят на окраины следующего и вновь вступают в бой с киевскими формированиями. По мнению военных экспертов, именно на этом участке линии боевого соприкосновения (ЛБС) просматриваются перспективы для крупного военного успеха, которого у российской армии не было достаточно давно. Речь идёт именно о наступательных действиях.
Освобождение Покровска и близлежащих населённых пунктов позволит выйти российской армии на границы ДНР с Днепропетровской областью. Думаю, что к Днепропетровску пока не пойдём. У ВС РФ есть ещё задачи в Донбассе: расправиться с врагом в Угледаре и разгромить славянско-краматорскую группировку ВСУ».
Угледарское направление
Сейчас почему-то принято называть движение к любому населённому пункту направлением, но правильнее всё-таки считать направлением главный город, ради освобождения которого отбиваются у врага небольшие посёлки и сёла.
Таким городом к югу от Покровска является Угледар. Мощный узел обороны, который украинское командование готовило к оборонительным действиям основательно: строило укрепления, минировало подходы. По мнению российских военных, плотность мин там просто запредельная.
«Мне кажется, что противник и сам уже не знает, где он устанавливал минные заграждения, — рассказывает военный с позывным „Шустрый“. — Разминировать их в данной обстановке приходится только взрывным методом, чтобы не подставлять под удар технику и людей».
«За Угледар ВСУ будут держаться зубами, — считает эксперт Ивановский. — Пока этот город в их руках, они могут угрожать нашему южному направлению — Волновахе и даже Мариуполю. Через Волноваху сейчас идёт железная дорога из Ростова-на-Дону. До Мариуполя же меньше 100 километров, а этого вполне достаточно, чтобы бить по городу снарядами HIMARS.
Но для взятия Угледара очень важно, как скоро мы освободим Курахово, которое находится посередине между Угледаром и Покровском. Курахово — важный логистический узел ВСУ на этом участке ЛБС. Освободим его — перережем жилы угледарской группировке. Взятие же Угледара убирает проблемы с нашего южного направления и открывает возможности движения к Запорожью. Я думаю, на границах ДНР мы точно не остановимся, будем двигаться к Днепру. Там с юга поможет группировка, которая стоит на Ореховском направлении. Тут может всё красиво получиться: два сходящихся удара. Настоящая классика военного дела».
Славянско-Краматорское направление
Это направление одно из самых «кровавых» и тяжёлых в нынешних боях за Донбасс. Один Часов Яр чего стоит. Хоть российские войска и контролируют 40% этого укрепрайона, но каждый дом приходится «выгрызать зубами».
Правда, на сегодняшний день и с этого направления повеяло ветром перемен. По данным военкоров, российские штурмовые группы смогли прорвать украинские позиции в районе Клещеевки. Печально знаменитые «Клещи», за которые уже несколько месяцев идут кровопролитные бои, ещё не взяты, но на одном из участков враг отброшен за линию канала Северский Донец — Донбасс. Прорыв уже составил более 3 километров и, судя по перспективам, будет увеличиваться.
Если разобраться и посмотреть на карту, то станет ясно, что на Славянско-Краматорском направлении очаги обороны ВСУ расположены южнее Славянска и Краматорска. Сейчас уничтожаются узлы обороны в Часовом Яре, Константиновке, Клещеевке, Торецке. «Перемолов здесь украинские войска, мы сможем спокойно двинуться на север добивать Краматорск и Славянск, — прикидывает дальнейший ход событий военный эксперт. — Украинское командование опять очень надеется на дождливую осень и зиму. Они хотят взять себе в „союзники“ грязь и распутицу. Но, во-первых, сентябрь и октябрь в этом регионе довольно сухие, а во-вторых, даже зимой не надо давать ВСУ продыху. Донбасс стоит того, чтобы за него бороться в любое время года. Было бы неплохо выйти на границы ДНР и ЛНР уже в этом году. А для этого главное — бить, бить и бить».
Последнее время российские политологи очень часто проводят сравнение сражений СВО и битв Великой Отечественной войны: Брестская крепость, Сталинградская битва, Курская дуга.
В плане решаемых задач и масштабов, наверное, в этом есть некоторое преувеличение. Но по решимости, духу, героизму, который проявляют российские воины, такие аналогии вполне уместны.
А раз мы потомки героев, прошагавших с боями пол-Европы и раздавивших гитлеровскую Германию и её союзников, то разобраться с украинским нацизмом нам по силам.