В многострадальном Кировском районе Донецка есть небольшой поселок шахты Лидиевка. Близость линии соприкосновения несет с собой ежедневную опасность для местных жителей. Регулярные обстрелы и точечный террор ВСУ с помощью беспилотников — ежедневная реальность окраин Донецка.
Корреспондент aif.ru побывал в гостях у семьи из Лидиевки и узнал историю подростка Никиты, которому оторвало ступню украинской миной.
«ВСУ скидывают гранаты в огороды»
«Район у нас опасный. Кировский, как и Киевский, уже больше десяти лет в Донецке дурную славу имеет. Постоянно снаряды прилетают. В последнее время беспилотники украинские начали гранаты на людей скидывать. Причем им неважно, даже если человек один по улице идет. Пару дней назад сосед в огороде копал и услышал жужжание. Побежал к дому, а они ему вслед гранату с дрона скинули. За несколько часов до вашего приезда тоже снаряд прилетел недалеко. Осколки к нам во двор залетели», — рассказывает Наталья, даже не вздрагивая от постоянных раскатов артиллерийских орудий, что раз в несколько минут разрывают тишину частного сектора.
Поселок шахты Лидиевка не пропадает из сводок новостей и структур, фиксирующих обстрелы Донецкой Народной Республики. К регулярным обстрелам из артиллерии жилого сектора поселка добавился и точечный террор со стороны украинской армии. Сбросы с беспилотников и удары FPV-дронами для местных жителей привычное дело. Только и успевай прятаться.
Калечит людей и другая напасть — мины «Лепестки», которые ВСУ начали массово раскидывать по улицам Донецка в августе 2022 года. Жертвой такой коварной мины год назад стал 14-летний сын Натальи.
«Год назад сын гулял на детской площадке тут недалеко. Там живет его бабушка. Шел по дороге и на тропинке наступил на „Лепесток“. Оторвало ступню. Детей с ним много было. Они пробежали вперед, а он нарвался на мину. Причем Никита рассказывал, что буквально перед ним незадолго в этом же месте прошла мама с ребенком в коляске. Так что, слава богу, что не им досталось», — вспоминает Наталья.
Сам же Никита тот злополучный день помнит смутно. Рассказывает, что играли с парнями в футбол. Мяч улетел, и он побежал за ним в траву, забыв, что там могут быть коварные мины. «Помню взрыв. Дальше приехали врачи. Оказали первую помощь. В больнице уже сообщили, что придется ногу ампутировать, — рассказывает подросток. — Я когда еще в больнице очнулся, не поверил, что все это со мной произошло. Затем первая мысль была — как же дальше жить без ноги. Но приехали мама с братом. Подбодрили, успокоили. На душе стало легче».
«Лепестки» берутся из ниоткуда
Площадка, где подорвался на мине Никита, даже в неблагополучной Лидиевке считается злополучным местом. Случаи с подрывом на «Лепестках» здесь происходят регулярно. Причем местность уже неоднократно зачищали сотрудники МЧС.
«После Никиты, где-то через месяц, на том же месте еще парень наступил. Вроде и МЧС проработали. Не было там „Лепестков“ и прилетов тоже не было. Откуда они берутся, неизвестно. Но вот парень Артем наступил, и ему до колена ногу оторвало. У Никиты есть лучший друг еще, и его дядя там же наткнулся на мину. И ему по колено ногу оторвало. И непонятно, откуда эти „Лепестки“ там берутся», — говорит Наталья.
Бесконечный кошмар с обстрелами длится в районе поселка с далекого 2014 года. Обстрелы, сбросы с коптеров. Даже огороды местным жителям приходится копать под грохот орудий своих и врага, который стоит в десяти километрах.
«Мопед спасает мою ногу»
За год с момента ранения Никита постепенно привык пользоваться протезом. Хотя нога растет, и протез стал натирать. «К протезу уже привык. Он уже, так сказать, немного натирать начинает. Нога выросла. Меньше пешком хожу, — рассказывает парень. — Когда много хожу, начинает болеть нога. Дома стараюсь ногу вообще не одевать, и на следующий день чуть лучше становится. Когда жара, протез потеет. Это дискомфорт и очень неудобно. Со скутером стало в разы проще».
Скутер Никите подарили на недавний день рождения. Сбрасывались всей семье. Дедушка, мама и старший брат, которому 19 лет. Мопед стал для Никиты спасением. Ходить пешком ему приходится меньше, а свободы перемещения стало больше. Парень признается, что уже и не понимает, как до этого справлялся без транспортного средства.
Сейчас семья пытается решить вопрос с новым протезом. Первый делали при поддержке благотворительного фонда «Доктор Лиза». Теперь же помощь должна прийти от государства. Наталье даже пришлось уволиться с работы, чтобы посвятить свое время восстановления здоровья Никиты.
«Сейчас протез изнашивается. Обратились к государству за протезом, но врачи говорят, что не очень большая сумма государством выделена на протезы. Мне пришлось уволиться с работы, потому что раз в месяц на неделю и больше приходится уезжать решать вопросы с ногой Никиты. Сейчас вот мы опять поедем в Ростов. С Ростова поедем в Москву. Там тоже люди обещали помочь с протезом. Мотаемся туда-сюда. Ему и здесь нужна помощь, дома», — говорит мама подростка.
До ранения Никита занимался футболом, единоборствами и танцами. Выступал на республиканских соревнованиях. Травма поставила крест на спорте, но парень не унывает. В скором времени ему заканчивать школу, а дальше его ждет поступление. Куда Никита пойдет, он еще не определился.
«Планов много, и они постоянно меняются. Определюсь. Сейчас главное школу закончить. Ну и чтобы мир наступил поскорее. С остальным справимся», — улыбается Никита, заводя мопед.