Крым наш, санкции не отменят. Что Путин сказал на «Валдае»?

О ядерном оружии

«Мы живём в мире, в основе безопасности которого лежит ядерный потенциал. Россия – одна из крупнейших ядерных держав. И как ответ на строительство ПРО США мы совершенствуем свои ударные комплексы».

   
   

«В нашей концепции ядерного оружия нет превентивного удара. Мы готовы и будем применять ядерное оружие только тогда, когда удостоверимся в том, что потенциальный агрессор наносит удар по нашей территории... 

Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно. И мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут». 

Председатель совета ПИР-Центра Евгений Бужинский:

– Громко прозвучавшие слова президента о рае и смерти – это сигнал Вашингтону. У американцев есть иллюзия, что в случае конфликта с РФ они смогут одолеть нас обычным вооружением в Европе и Азии, а до территории США возможный конфликт даже не дойдёт. Путин напомнил, что помимо обычных вооружений есть и ядерное оружие, коим мы обладаем в достаточном количестве. Он предостерёг наших заокеанских коллег от выхода из системообразующих договоров по вооружениям.

Об отношениях с США

«Кризис в отношениях с США – это результат внутриполитической борьбы в западном мире в целом, за условия выхода Велико­британии из ЕС, а также внутри самих США между демократами и республиканцами, внутри самих республиканцев».

«Что касается санкций и последствий, если их отменят: во-первых, мы пока не видим, что что-то будут отменять, поэтому спите спокойно. Второе – чем дольше это продолжается, тем меньше шансов для тех, кто ушёл с нашего рынка, на него вернуться».

   
   

Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Фёдор Лукьянов:

– Путин показал, что у Кремля нет иллюзий относительно возможного улучшения отношений с США. Кто бы ни выиграл на выборах в конгресс, санкции против нас будут вводить и дальше. Главный вопрос, который стоит перед нами: что делать дальше? Мы мало чем можем ответить Вашингтону, поскольку США занимают уникальную позицию в мировой финансово-экономической системе. Поэтому нам нужно приспосабливаться к сложившейся обстановке и планировать развитие страны с учётом того, что санкционное давление будет только нарастать.

О Сирии

«Полная сомализация Сирии, полная деградация её государст­венности и инфильтрация с этой территории значительной части боевиков на территорию РФ и сопредельных с нами государств – это представило для нас очень серьёзную опасность. И мы своими действиями в значительной степени эту опасность предотвратили».

«Какой результат был за предыдущие три года (до того, как Россия начала военную операцию в Сирии. – Ред.)? Нулевой! А мы за эти годы освободили практически 95% территории Сирии и утвердили там государственность».

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов:

– Ключевых тезисов президента о Сирии несколько. 

Во-первых, для того чтобы террористы не захватили контроль над страной, нужно сохранять сирийскую государственность. Во-вторых, чтобы справиться с неконтролируемой миграцией, Европе нужно вложиться в экономику страны. Это же станет гарантией, что страна вновь не свалится в пучину гражданской войны. 

В-третьих, несмотря на отдельные проблемы, наш тактический союз с Турцией и Ираном показывает свою эффективность. По этим трём направлениям мы и будем продолжать работу. 

О национализме и Крыме

«Крым – это наше. Не потому, что мы пришли и что-то схапали. Люди пришли в Крыму на референдум и проголосовали:  хотим быть в составе РФ»... «Если мы хотим, чтобы Россия  развивалась, укреплялась, а государствообразующим народом является русский народ, то в интересах русского народа сохранение этой страны. А если мы будем выпячивать пещерный национализм вперёд, поливать грязью представителей других этносов, мы развалим страну».

Гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин:

– Путин чётко разграничил разрушительный национализм, в котором одна национальность добивается доминирования над другими, и позитивный национализм, цель которого - построение общего государства с равными правами для всех народов, его населяющих. Нашей стране нужен как раз такой.

Накануне заседания Валдайского клуба наш президент прокатил египетского президента на новом правительственном лимузине «Аурус», выпущенном в рамках проекта «Кортеж». Фото: www.globallookpress.com

Прочитано у них

Financial Times рассказала своим читателям, что Путин на «Валдае» объявил о конце гегемонии США в мире. «Российский лидер отмахнулся от плохих отношений с Западом и сосредоточился на связях с Востоком», – говорится в статье. Авторы отметили слова Путина о возможном новом расширении сотрудничества с Китаем, в случае если американские компании уйдут из Поднебесной.

Newsweek также сосредоточился на «китайской» части выступления Путина. В посвящённой «Валдаю» колонке говорится, что, пока американские власти пытаются навязать свои правила Пекину, Кремль ищет возможность извлечь выгоду из этого противостояния. «Россия и Китай стали чаще проводить совместные военные манёвры. В сентябре Китай отправил (на российский Дальний Восток. – Ред.) несколько тысяч своих военнослужащих для участия в масштабных военных учениях», – напоминает издание, отмечая продолжающееся сближение двух стран.

FoxNews отреагировала на слова Путина о том, что только с появлением российских военных в Сирии удалось переломить обстановку и разгромить ИГИЛ (организация запрещена в России). 

«99% территории страны были освобождены в первую очередь благодаря действиям проамерикан­ской коалиции», – приводит издание цитату анонимных источников из Пентагона.

Independent пересказала слова Путина о том, что «опускаться до угрозы применения силы, откровенного хамства и ругани» в международной политике было бы неправильно. По мнению издания, таким образом российский президент сделал выпад в сторону Дональда Трампа.

Наконец, британский жёлтый таблоид Daily Mail рассказал читателям, что Путин «хвастался мощью своей страны». «Он сказал, что России нечего бояться, учитывая имеющиеся у неё ресурсы и население, готовое защищать суверенитет и независимость», – говорится в материале.