Итог отразил бойкот. Что показало электронное голосование?

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Все бюллетени при голосовании на выборах в Госдуму подсчитаны, все протоколы введены в Государственную автоматизированную систему «Выборы», в том числе протоколы дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Одной из самых современных и прогрессивных электоральных практик считает его специалист Экспертного института социальных исследований Александр Рудаков

   
   

«Уже по тому, сколько граждан выбрали ДЭГ в нашей стране, можно понять, какой популярностью эта система пользуется, — поясняет он. — По оценкам социологов, оно позволило привлечь на выборы новых избирателей». 

В регионах, подключённых к системе электронного голосования, по словам эксперта, до 40% проголосовавших приняли участие в выборах впервые. 

Второй его вывод касается результатов, полученных разными партиями. Александр Рудаков напоминает, что в ходе предвыборной кампании одни из них, прежде всего «Единая Россия», поддерживали ДЭГ. Другие (в первую очередь КПРФ), наоборот, выражали скепсис и даже призывали к бойкоту такой формы волеизъявления избирателей. 

«Соответственно, результаты, которые показали партии в ходе дистанционного голосования, оказались прямо пропорциональны той работе, что они вели в отношении системы ДЭГ», — отмечает эксперт. 

ЕР, по словам Рудакова, смогла собрать на дистанционном голосовании большой урожай голосов, а оппозиционеры не сумели получить и того, на что могли рассчитывать, если бы серьёзно отнеслись к возможностям ДЭГ.

Важным социальным итогом ДЭГ эксперт считает тот факт, что партия власти перестала ассоциироваться с «телевизором», предложив продвинутой аудитории «государство в смартфоне». 

   
   

«А вот оппоненты дистанционного голосования, — продолжает он, — поставили себя в позицию носителей архаичного мышления, отрицающих всё новое и ассоциирующихся с технологической отсталостью».

Интересной новинкой, появившейся в системе дистанционного голосования, стала опция «отложенного решения». По мнению эксперта, это очень важная часть процедуры, призванная обеспечить независимость волеизъявления гражданина от любых факторов. 

«Подобная практика, — добавляет он, — существует на электронных выборах в Эстонии, которые совсем недавно очень хвалили в Европе».