Герои Донбасса. 106-летнему ветерану не говорят, что его внук погиб на СВО

Григорий Верланов. © / Дмитрий Григорьев / АиФ

Если вы пойдете гулять по центру Донецка, то непременно обратите внимание на памятник на площади имени Александра Захарченко возле Дома Правительства. Две фигуры воинов прошлого и современности, стоящие напротив друг друга, с победным видом поднимают в руках оружие. Монумент появился в центре Донецка недавно. Летом 2023 года властями ДНР было принято решение увековечить память шахтеров, воевавших с нацизмом в годы Великой Отечественной войны, и их потомков, которые сейчас вновь защищают земли Донбасса. 

   
   

От деда к внуку

За величественными фигурами из камня истории двух реальных людей. Ветерана Великой Отечественной войны Григория Верланова и его внука Дмитрия Верланова. Оба монумента создавались на основе фронтовых фотографий воинов. Нам с коллегами очень захотелось вживую познакомиться с героями, чьи фигуры стоят в центре Донецка.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Григорию Верланову сейчас 106 лет. Они живет в городе Шахтерске, а за ним ухаживает его сын Михаил. Они встречают нас в своем небольшом домике в частном секторе на окраине города. Григорий не по годам бодр. Вряд ли можно даже представить, что ветерану уже перевалило за сотню лет.

«Я вам сейчас историю расскажу. Папе моему на самом деле уже 107 лет, — шепчет мне Михаил. — Родился он в 1917 году. Ребенком был болезненным. Еще и родился семимесячным. Сами знаете, тогда медицина была не такая, как сейчас. Мать его к попу отнесла на регистрацию только через год, потому как не знала, выживет или нет. Так что по официальным документам, которые с того времени сохранились, родился он в 1918. Так вот и живет, моложе на один год по паспорту».

Григорий Верланов Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Григорий Верланов девять лет жизни отдал службе в Советской армии. Он вспоминает, что едва отслужив три года срочной службы и даже не успев толком дембель отгулять, отправился на фронт. «Я только с армии вернулся, и через пару месяцев началась война, — рассказывает ветеран. — Дальше отправился на фронт. Было несколько ранений. Очень тяжелая война была. Не понимаю, как жив остался. Победу уже встречал в Потсдаме».

После окончания Великой Отечественной Войны полк Григория Павловича направили в Уфу, переформировали для участия в войне с Японией. Затем ветеран участвовал в восстановлении Урала и лишь в 1946 году приехал в Шахтерск, где трудился на шахте.

Григорий Павлович признается, что для своих лет чувствует себя отлично. Без болячек, конечно, не обходится, но в целом нормально. Вот только жару в Донбассе в этом году переносить тяжелее обычного.

   
   
Григорий Верланов. Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Одним из первых ушел на передовую»

Внук Григория Павловича, как и его дед, отправился на передовую по мобилизации 22 февраля 2022 года. Срочную службу Дмитрий Верланов проходил в Севастополе в морской пехоте. На СВО также попал на один участок вместе с морскими пехотинцами из 155-й бригады. Служили рядом под Угледаром.

«Сын мой Дима после армии работал пожарником. Дима очень добросовестно отработал в МЧС. Был на многих пожарах. Спасал людей. В морозы эстакаду тушили. Замерзал. Так замерзал, что двигаться не мог. Каждый свой выезд считал боевым заданием. Всякие ситуации ему пришлось пережить. Производственные постройки тушил, шахты. Его ребята всегда хвалили. В нем товарищи и начальство были уверены, что свою работу сделает качественно и до конца. Там он проработал пока не ушел на пенсию. Больше 23 лет. Потом работал в школе. Началась мобилизация — ушел на передовую, — вспоминает отец Михаил Верланов. — В основном он был на блокпостах сначала. Затем они были переброшены на угледарское направление. В основном он был там. Иногда приезжал домой на несколько дней. И так длилось год».

На передовой Дмитрий также зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Добрый и справедливый мужчина вызывал уважение у сослуживцев. Ценили его и ребята из соседней 155-й бригады морской пехоты. «Они его за брата считали. Тем более он тоже морпех по срочке. Да и постарше многих был. Опытнее. Они ему обещали, что обязательно с Дальнего Востока большого краба привезут. Не успели», — вздыхает Михаил.

Дмитрий Верланов. Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Он не знает, что внук погиб»

В мае 2023 года пришло страшное известие — Дмитрий Верланов пропал без вести в боях под Угледаром. «В Павловке они тогда были на боевой задаче. Поначалу его считали без вести пропавшим, — рассказывает Михаил. — Затем уже сослуживцы Димы привезли его документы. Рассказали, как все было, где тело его лежит. Достать не могут из-за боевой обстановки. Тогда и ясно мне стало, что он погиб».

У Димы остались жена и маленькая дочь. Женщина уверена, что ее муж жив. Не знает о гибели внука и Григорий Верланов, который очень гордится тем, что Дима пошел защищать Родину. 

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Григорий Павлович не знает. Мы не стали ему говорить. Хотя, может, соседи ему сказали или сам догадывается. Если возьмут Угледар, то, может, найдут останки, и сможем Диму похоронить, — рассказывает Михаил. — В последнее время даже перестал про него спрашивать. Может, понимает и не хочет меня тревожить. Мы все живем надеждой и жена моя, хотя я уверен, что сын погиб. Ребята мне его все рассказали, как оно было и где лежит тело. Забрать его пока не могут».

Вот такая драматичная история деда и внука, защищавших родную страну от фашизма. Подвиги их увековечены в камне. Два воина с поднятым оружием вверх стоят напротив друг друга в центре Донецка, знаменуя своим видом, что правда — за Россией. Победа тоже будет за нами.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев