Есть ли жизнь после отставки? Как устраиваются бывшие министры

Правительство России, ушедшее в отставку. © / www.globallookpress.com

Президент встретился с бывшими министрами, которым не нашлось места в новом правительстве. Половина из них уже трудоустроена. Остальных, похоже, тоже не забудут. «АиФ» узнал, кем будут трудиться нынешние «отставники» и как живут те, кто ушёл из правительства в 2018-м.

   
   

На встрече с «отставниками» Владимир Путин отметил, что рассчитывает на членов правительства, которое возглавлял Дмитрий Медведев. И уточнил, что все они сформируют «большую единую расширенную команду», новая работа чиновников будет интересна для них и полезна для государства.

Из 16 приглашённых на встречу больше половины уже получили новое назначение. В частности, экс-вице-премьер Дмитрий Козак стал замглавы администрации президента, а экс-министр экономики Максим Орешкин — помощником президента по экономическим вопросам. Ещё одним помощником — по «исторической правде» — стал Владимир Мединский, ранее возглавлявший Минкульт.

Из жизни незаменимых

Бывший глава Минтруда Максим Топилин теперь руководит Пенсионным фондом. На этом посту он сменил Антона Дроздова, который стал замминистра финансов. Экс-вице-премьер Максим Акимов возглавит «Почту России». Трудоустроена и Вероника Скворцова: из Минздрава она ушла в Федеральное медико-биологическое агентство. Оно, в частности, занимается санэпиднадзором на предприятиях с особо опасными условиями труда. 

Помощник трёх президентов и бывший вице-премьер Сергей Приходько тоже не остался без работы. Премьер Михаил Мишустин назначил его своим помощником. Александр Коновалов, который 12 лет возглавлял Минюст, будет полпредом президента в Конституционном суде. Виталий Мутко продолжит заниматься строительством, но уже не в качестве вице-премьера, а как руководитель «ДОМ.РФ». Раньше это называлось Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). «Для Мутко это точно не понижение, а возможно, и повышение, — уверен директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Потому что любой глава госкомпании с точки зрения располагаемых ресурсов и ответственности находится в гораздо более выгодной ситуации, чем курирующий его вице-премьер».

Пока без места

Среди тех, кто ещё не получил назначения, — экс вице-премьер Алексей Гордеев и бывший министр просвещения Ольга Васильева. Гордеева сватали в Госдуму, где ему прочили кресло вице-спикера, но, видимо, пока не договорились. Как вариант прочат его и в губернаторы одной из областей. Васильеву социальный вице-премьер Татьяна Голикова тоже обещала оставить в обойме, «поскольку багаж у неё в сфере образования очень большой». Непонятна пока дальнейшая судьба экс-вице-премьера Ольги Голодец — наблюдатели не исключают, что она вернётся в бизнес или вообще уедет перевести дух в один из своих домов в Швейцарии или Италии, указанных в декларации. Экс-министр спорта Павел Колобков заявил, что покидать спортивную сферу не собирается, но будет работать «в новом качестве». В каком именно, он пока не уточнил. Также неизвестно, какое место подыщут экс-министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константину Носкову.

Бизнес или ссылка?

Не исключено, что из нынешних отставников некоторые повторят судьбу тех, кто покинул правительство в 2018 г. Например, Михаил Мень из кресла министра строительства пересел в кабинет аудитора Счётной палаты. Лев Кузнецов работал министром по делам Северного Кавказа и только через год после отставки вошёл в совет директоров компании «Интергео» (входит в группу «Онэксим»). Там же можно найти бывшего вице-премьера Александра Хлопонина. Оба, ещё до отставки, судя по декларациям, были далеко не бедными людьми. 

   
   

Бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов возглавил государственный Внешэкономбанк. Экс-вице-премьер Аркадий Дворкович — сопредседатель фонда «Сколково» и глава совета директоров «Роснано», а заодно он возглавляет Международную шахматную федерацию (ФИДЕ).

Министр транспорта Максим Соколов после отставки уехал в Санкт-Петербург, где возглавил Группу ЛСР — крупнейшего застройщика с оборотом почти 140 млрд руб. Но в декабре 2019-го он получил должность петербургского вице-губернатора, курирующего вопросы транспортной инфраструктуры, инвестполитики и туризма. Александр Галушка, который в том составе правительства отвечал за развитие Дальнего Востока, сейчас просто член совета директоров «Аэрофлота» и наблюдательного совета Россельхозбанка. Бывшего главу Минприроды Сергея Донского позвали в совет директоров иркутской нефтяной компании «ИНК-капитал». А вот самый молодой бывший министр Николай Никифоров (Минкомсвязь) вернулся в Казань и стал работать на себя: учредил две технологические компании, стал совладельцем «Иннополис Архитект» и сервиса Zen.Car. Кроме того, участвовал в создании Центра управления движением беспилотников совместно с «Ростехом».

Бывшему главе МЧС Владимиру Пучкову коммерческой смекалки, видимо, не хватило, как и политического везения. Он должен был стать сенатором от Приморья, но после скандала на губернаторских выборах там это кресло ему не досталось. В итоге Пучков занял скромную должность советника главы Объединённой авиастроительной корпорации. Совсем плохо сложилась судьба у Михаила Абызова: бывший министр переехал в СИЗО. Впрочем, это исключение лишь подтвердило правило. Как показал анализ социолога из петербургского подразделения Социологического института РАН Дениса Тева, изучившего карьеру 221 федерального министра в 1991–2017 гг., после ухода из правительства большинство отставников сохраняют место в истеблишменте.