Тёмные аллеи светлого будущего. Время меняет наши представления о счастье

Коллаж Андрея Дорофеева / АиФ

Как обычно, с приближением Нового года социологи оживились в поисках народного счастья. Но успокоения не получается. Пока у нас, как в известном стихотворении А. Блока, «И вечный бой! Покой нам только снится...»

   
   

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

По данным социологов, за последний год уровень тревожности в обществе возрос. Одним из самых востребованных обращений к врачу стала консультация невропатолога. Но что они скажут?

А поговорить о счастье в России — дело святое. Правда, представление о нём у нас меняется с каждым поворотом нашей непредсказуемой истории. Был период, когда борьба за счастье советского народа превратилась в борьбу за счастье всего мира. Денег советская власть на это не жалела. Вот только полки магазинов как-то очень скупо говорили о народном счастье. Достать хорошего ситчика для платья или приличные женские сапоги было проблемой.

Советского человека ориентировали на другие параметры счастья. Если вспомнить плакаты 1950–1970-х гг., то счастьем считались «доблестный труд», «победа в соцсоревновании», почётная грамота от парткома, фотография на стенде передовиков. И как высшая стадия — бесплатная путёвка в профсоюзный санаторий или дом отдыха.

До этого вершиной счастья считалось увидеть во время первомайской демонстрации на трибуне Мавзолея «самого тов. Сталина». Об этом писали стихи и пели песни. Говорить о других параметрах счастья — о плотской любви, о поцелуях, о «тёмных аллеях» в отношениях мужчины и женщины было не принято. В народе шутили, что «в СССР секса нет».

Не до жиру...

С началом перестройки понятия счастья в России вернулись к общемировым. Это любовь, семья, дети, хорошее здоровье, материальный достаток.

   
   

В условиях геополитической напряжённости понятие счастья всё более приобретает черты философии выживания. По мнению многих экспертов, индексы счастья сегодня сильно зависят от обстановки в мире, от новых угроз. А для конкретного человека — от его личного ощущения своего места в этом мире. И потому более понятными становятся результаты исследования Gallup International — индекс счастья в России достигал максимума в 2014 г. в связи с присоединением Крыма, в 2022 г. он достиг минимума за 10 лет.

Впрочем, по мнению многих социологов, индекс счастья — это «ускользающая сущность», понять динамику которой очень трудно. Почти невозможно. Согласно ряду исследований, любовь, здоровье, деньги, статус уже не являются определяющими критериями. Мудрецы говорят, что счастье — это прежде всего состояние души, пребывание в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Это максимум положительных эмоций и минимум отрицательных.

Крайне отрицательно на ощущение счастья влияют зависть и злоба, желание добиться всего и сразу. Мешает счастью привычка жить не настоящим, а прошлым или будущим. По-своему несчастны люди, постоянно сидящие у телевизора, так как они, в сущности, живут не своей, а чужой жизнью. У психологов есть и совсем простые советы — например, не пускать в свой круг общения пусть и полезных, но неприятных людей.

Самые-самые?

Во многих странах у населения есть привычка к самолюбованию и самовосхвалению. Некий комплекс национального величия, исторической избранности, превосходства, который не позволяет людям откровенно говорить социологам о недостатках и просчётах. Есть и опасение делиться реальными чувствами.

Насколько в этой связи можно доверять оценкам ВЦИОМ, что за последние 30 лет индекс счастья в России вырос в 11 раз, а доля счастливых людей — вдвое? Насколько точны утверждения фонда «Регионы России», что самыми счастливыми являются жители Грозного, Владивостока, Томска и Липецка? А самые недовольные «обитают» в Ульяновске, Томске и Петрозаводске...

Чем это объяснить? Климатом, местным начальством, плохим доступом к культуре? А чем, например, объяснить, что в беднейших африканских и азиатских странах многие люди считают себя счастливыми, а в «зажравшейся» Европе, наоборот, несчастными? Почему в благополучных странах Скандинавии высок уровень самоубийств? Почему африканцы поют и танцуют, а европейцы постоянно ноют?

* * *

По ходу написания этого материала вспомнился первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» 1931 г. Главный герой фильма беспризорник Мустафа, приобщившись к коллективному труду, несмотря на всю убогость тогдашней жизни, чувствует себя совершенно счастливым. Это был один из первых фильмов, заложивших основы советской пропаганды. Однако за правдивость показа тогдашней действительности он получил приз Венецианского фестиваля 1932 г.

На фоне тех лет наша нынешняя жизнь может показаться почти сказочной. Но так ли это? Вот последние данные российского исследовательского центра Romir. «Очень довольны жизнью» 5%, «довольны» — 30%, «ни так ни сяк» — 30%, «недовольны» — 17%, «очень недовольны» — 6%.

Тем, кто отвечает за «счастье народное», есть над чем задуматься. И есть к чему стремиться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции