Алексей Федорченко, режиссёр
Когда представители какого-нибудь народа решают снимать фильм о себе и своей истории, то получается наоборот - вид снизу вверх. Они ставят на пьедестал забытые традиции и национальные костюмы, любуются своими узорами, предметами быта. Вспоминают в деталях биографии своих героев.
Но современный зритель воспитан так, что даже героические фильмы с сильным этническим началом воспринимает снисходительно - как экзотику, диковинку, не всерьёз.
Поэтому мы, когда задумали ленту о мари, хотели пожить вместе с ними и в то же время погрузиться в предания, поверья и мифы, которые этот народ, издавна живущий на территории России и при этом так не похожий на нас, передаёт из поколения в поколение. Мы попытались ухватить какие-то последние паутинки исчезающих традиций и затащить их обратно в сегодняшнюю жизнь.
Думаю, это удалось. Тем более что во время работы над «Небесными жёнами луговых мари» наша съёмочная группа очень много времени проводила в селениях, где исконно жили марийцы, и общалась с местным населением, волей-неволей приобщаясь к их образу жизни. И я, когда «пощупал» их культуру, был поражён её глубиной и силой. Приведу лишь один маленький пример. Мне попала в руки коллекция марийских стихов, собранных только в одной деревне. Более 1,5 тысячи строк - и каких! Жемчужин, сравнимых по глубине с японской поэзией! Мы обязательно выпустим эту книжку в следующем году, потому что это настоящий золотой запас нашей страны и культуры всей планеты. Более того, могу сказать совершенно определённо, что многие древние обряды и праздники у марийцев до сих пор живы. Так почему не узнать об этом и другим жителям России?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
СтоЛИЧНОСТЬ № 15 (45), 15 октября 2013
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»
Смотрите также:
- Ложка дёгтя в бочке мёда. Пора разобраться, какие патриоты нужны стране →
- Александр Новиков: Страну надо чистить →
- Константин Кудряшов: Восход Европы →