Дмитрий Сорокин: Платить нельзя урезать

Дмитрий Сорокин © / isbfa.ru

Дмитрий Сорокин, зав. кафедрой Финансового университета при Правительстве РФ, 1-ый зам. Директора Института экономики РАН

   
   

– Как известно, недавно российским депутатам значительно повысили зарплату. Конечно, это не может остаться незамеченным. Что означает это повышение? По отношению к средней заработной плате в целом по стране (которая в среднем по итогам уходящего года будет равна порядка 30 тыс. рублей), депутатская зарплата будет больше примерно в 8 раз. Это повторение ситуации, которая была при советской власти. Что я имею ввиду? Тогда была аналогичная разница между размером средней заработной платы по стране и размером зарплаты министра. Почему я привожу в пример министров? Потому что еще в начале 1990-х годов, решением первых наших депутатов зарплата народных избранников была приравнена к зарплатам министров (а тогда министры получали в 8-9 раз больше размера средней зарплаты по стране). Поэтому повышение оплаты работы глав министерств автоматически ведет к повышению благосостояния депутатов – решение более чем 20-летней давности никто не отменял.

Здесь сразу проходит параллель с проблемой налогообложения доходов населения России – все, независимо от зарплаты платят 13% от доходов в виде налогов в государственный бюджет. Но даже, если бы у нас была прогрессивная шкала налогов и с высоких зарплат депутатов взимали бы бОльшие налоги, думаю, все равно эмоций по поводу повышения их доходов было бы не меньше.

С одной стороны, депутаты ограничены во многих правах. Например, я могу заводить счета за границей, заводить собственность за границей, охранять свою частную жизнь. Депутаты лишены всего этого. Должна быть какая-то компенсация. С другой стороны, многие, кто вправе открывать эти счета, просто не в состоянии этого делать – элементарно нет денег. И таких большинство, кто обменял бы зарплату депутатов на право открывать те же счета за границей. И для этого большинства подобное «ущемление» прав – вопрос спорный.

За что тогда может быть компенсация? У нас доплачивают за секретность: если человек имеет доступ к секретной информации, то он получает надбавку. Вот с этим сравнить, наверное, уже более правильно.

Какая сегодня ситуация? На фоне того, что почти 30% населения получает сегодня доход (даже не зарплату) ниже, чем средний доход по стране. Отсутствует прогрессивная шкала налогообложения. В сфере образовании средняя зарплата ниже, чем средняя зарплата по стране. И вот в этих условиях принимать такие решения, как экономиста повышение зарплат депутатам, на мой взгляд, не совсем верно. Но для того, чтобы что-то изменить, надо отменить строку закона о том, что народные избранники должны получать зарплату на уровне федеральных министров.

А что касается министров, то 8-9 тыс. долларов в месяц – не такая уж и большая зарплата за их объем работы и ответственности. Конечно, при условии, что министр именно работает, а не просто просиживает.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: