Креаторы, на выход? Какие профессии «поглотит» искусственный интеллект

Нейропортреты от компании MAER. © / Медиахолдинг MAER

Глобальный скачок

Почти полтора триллиона долларов — столько, по оценкам аналитиков, составят затраты в области технологий генеративного искусственного интеллекта в 2032 году. В 2023 году расходы в этой области, как полагают эксперты, достигнут $67 млрд, через два года — $217 млрд. Такие данные приводятся в исследовании Bloomberg Intelligence, результаты которого были опубликованы в начале июня. По итогам 2022 года объем глобального рынка данного сегмента достиг приблизительно $40 млрд. Это на 75% больше показателя за 2021-й. Появление инновационных потребительских сервисов, таких как ChatGPT и Google Bard, способствует стремительному развитию данной отрасли.

   
   

Социологи уже несколько лет подряд замеряют отношение россиян к нейросетям и искусственному интеллекту. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения недавно обнародовал данные этого года — каждый третий россиянин (около 30%) верит в то, что в ближайшие 50 лет нейросети и другие подобные технологии искусственного интеллекта могут выйти из-под контроля человека и произойдет так называемое восстание машин. 

Внедрение продуктов искусственного интеллекта и цифровой трансформации в научное и образовательное пространство, в креативные индустрии, в общественно значимые социальные и бизнес-проекты заставило общество столкнуться с новыми вызовами. Почему мировое общество оказалось не готовым к стремительному нейроскачку и запоздало пытается «приручить дракона», так ли страшен ИИ, как его малюют, и стоит ли ожидать «восстания машин» и роста фейковых сообщений, сгенерированных ИИ в информационном поле в обозримом будущем, — обсудили гости медиагостиной АиФ на ПМЭФ в рамках паблик-тока «PRO-тренды».

Новая эра цифровизации — новые вызовы

Участниками дискуссии стали:

Иван Оселедец, директор Центра технологий искусственного интеллекта (СколТех);

Константин Майор, владелец компании MAER;

Дмитрий Медников, управляющий директор «Русской Медиагруппы»;

   
   

Анна Никитченко, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства;

Андрей Сытник, председатель комитета цифрового развития Ленинградской области.

По словам модератора дискуссии — генерального директора издательского дома «АиФ» Руслана Новикова, искусственный интеллект, это, кажется, тема номер один в информационном пространстве. Раньше все в мире на разных уровнях обсуждали пандемию, кризисы и механизмы их преодоления. Сейчас каждый день информационное поле заполнено десятком новостей об ИИ, и тональность этих сообщений самая разная: кто-то сгущает краски, кто-то обсуждает тему с точки принятия — ИИ теперь с нами надолго и «надо научиться жить дружно». Новая эра цифровизации принесла и новые вызовы: белые пятна в законодательстве, вопросы этики, угроза безработицы, маркировка контента, созданного нейросетью, и так далее. С другой стороны, ИИ уже зарекомендовал себя как отличный помощник в некоторых из высокотехнологичных сфер и приносит реальную помощь — например, анализ больших массивов данных помогает с более точной постановкой диагнозов и т. д.

ГеРуслан Новиков дает интервью телеканалу «МИР». Фото: АиФ

Первый вопрос модератор адресовал Ивану Оселедцу, директору центра технологий искусственного интеллекта Сколковского института науки и технологий. 

— В апреле этого года вы выступали на международной конференции по машинному обучению, анализу данных и технологиям ИИ Data Fusion. Тогда эксперты, и вы в том числе, называли сроки — не менее двух лет, — когда в России появятся собственные полноценные чат-боты с функционалом, напоминающим ChatGPT. Подчеркну, что акцент был именно на определении «полноценные». А в чем, по-вашему, особенность этой российской разработки? Почему на это может уйти столько времени? Тот же Илон Маск действует как-то быстрее, нет? Сколько, по вашим оценкам, нужно: финансов, суперкомпьютеров, людей?

По словам Ивана Оселедца, это хороший пример того, как работают прогнозы. 

— На самом деле сейчас уже часть наших компаний — и Сбер, и Яндекс — выпустили свои нейросети, чат, можно и с Алисой поговорить. Но вы правы: когда я говорил про 2 года, то имел в виду, что мы сильно отстаем и наши отечественные разработки все-таки хуже. С одной стороны, догонять всегда легко. Точнее, 90% сделать легко, а последние 10% тяжело. Существует очевидный барьер — это вычислительные мощности. Путь, который используется сейчас во всем мире, — это обучение на больших объемах данных. И дальше можно либо увеличивать размер модели, размеры этой нейросети, либо все-таки придумывать более умные данные. Шанс российских ученых и отечественных компаний как раз в том, чтобы придумать более эффективный и умный способ обучения этой нейросети, — отметил Иван Оселедец. 

Иван Оселедец, директор Центра технологий искусственного интеллекта (СколТех). Фото: АиФ

По прогнозам ученого, через два года в сфере развития ИИ выровняются вообще все. В это надо просто вкладываться. Парадоксально, но без гуманитариев в развитии этой темы никуда: инженеры и математики, по словам Ивана Оселедца, придумали что-то, что не до конца понимают, как работает.

— Людей, которые умеют такие вещи делать, обучать, придумывать, довольно много. Недостаток, на самом деле, специалистов гуманитарных специальностей, которые активно используются для обучения, понимания, анализа этих нейросетей. То есть, на мой взгляд, здесь сейчас на первый план выходит работа как раз для филологов, психологов, юристов, может быть, даже журналистов, интервью какие-то брать у нейросети, — отметил господин Оселедец. 

Фото: пресс-служба Сколтех

ИИ как мультипликатор отрасли креативных индустрий

Одним из самых ярких моментов дискуссии стал спор «физиков и лириков» — речь про прогнозы об исчезновении одних профессий и появлении других. На два лагеря делятся и представители креативных индустрий — окажутся ли через 10 лет без работы сотни тысяч креаторов — художников, дизайнеров, видеографов, журналистов, если ИИ уже сегодня пишет тексты, рисует иллюстрации, снимает видео.

По мнению спикеров из креативного блока — управляющего директора «Русской Медиагруппы» Дмитрия Медникова и владельца компании MAER Константина Майора, опасаться увольнений креаторам не стоит — количество специальностей или возрастет, или трансформируется. Но получать дополнительные знания, повышать квалификацию, создавать новые виды профессий, использующих в работе ИИ, придется практически всем, кто занят в креативных индустриях. 

Дмитрий Медников, управляющий директор «Русской Медиагруппы». Фото: АиФ

— Для меня лично и для моей команды искусственный интеллект — это, безусловно, хорошо. Это такое новое веяние: в него все верят, его все пробуют, и все с его помощью экспериментируют. Но ведь самое важное здесь — это то, что управляет им человек. И от того, как мы будем им управлять дальше, будет зависеть и его дальнейшее развитие, — отметил Константин Майор. — Приведу всего один пример. У нас в компании есть отдел дизайнеров и отдел креативщиков, где сотрудники как раз активно экспериментируют с ИИ. Например, нейросеть помогла нам создать креатив кампании на 8 Марта. Мы отфотографировали более 50 собственных сотрудниц, и нейросеть подготовила нам собирательный образ леди, которую мы сделали частью весенней рекламной кампании. Да, процесс создания был интересен, но сказать, что нейросеть справилась бы сама, — это большое лукавство. Тут поддержу Ивана — без четких запросов, без верных стилистических формулировок сама по себе нейросеть, даже обрабатывающая большие массивы данных, не справится. Мы всячески поддерживаем появление таких механик, но, повторюсь, считаем их помощниками, а не полноценными творцами. Творить пока может только человек. А вот симбиоз дает интересные результаты.

Константин Майор, владелец компании MAER. Фото: АиФ

По мнению Руслана Новикова, нейросети «наступают на пятки» и тем, кто связан с музыкальной индустрией. На днях Пол Маккартни сообщил, что ИИ помог ему написать новую последнюю песню группы Битлз. Музыкант рассказал, что он использовал новую технологию, чтобы «извлечь» голос покойного участника группы Джона Леннона из старой демозаписи и завершить песню, которой уже несколько десятков лет. В России пошли еще дальше и уже запустили в эфир танцевальную радиостанцию, контент которой полностью создан нейросетью. Инвестиции в новый проект Neuro Flow составили более 10 миллионов рублей. 

«Радиостанция, созданная нейросетью, может использовать нейросети для создания плейлистов, основанных на предпочтениях слушателей, анализа трендов и прогнозирования популярности музыкальных композиций, — рассказывает про новый проект сама нейросеть. — Это может помочь создать уникальный, более персонализированный и инновационный, музыкальный опыт для каждого слушателя и увеличить общую аудиторию радиостанции».

— Тут вопрос, скорее, не сколько сэкономлено на ФОТ, а вопрос: сколько за те же самые деньги произвели контента. Сейчас ИИ представляется сродни конвейеру для креативных индустрий. Это не только не сокращает рабочие места в индустрии, но и добавляет новые, — считает управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников. — Допустим, у нас появилось направление промпродюсера, промзвукорежиссера, и там, где мы создавали пару сотен музыкальных произведений в какой-то период времени, сейчас мы создаем пару десятков тысяч. Это очевидно полезно для аудитории, это полезно для нас как для бизнеса, и в общем это полезно для наших коллег, потому что для них это возможность уже не поэкспериментировать, а создать новую компетенцию для себя, повысить свою стоимость, получить для себя новый инструментарий и повысить свою производительность труда. 

При этом топ-менеджер РМГ подчеркивает, что проект оказался успешным не только экспериментально, но и коммерчески. У виртуальной радиостанции, созданной ИИ, уже довольно устойчивая аудитория — несколько десятков тысяч человек в неделю. А техническое задание для нее, плейлист, визуализацию и музыку создают разные нейромодели, список которых расширяется, и постоянно отслеживается уровень качества контента. 

Рыдают все! Отставить стенания!

Участники дискуссии оказались солидарны в мысли, что новый виток развития человечества, связанный с появлением ИИ, вызывает в обществе обсуждения, напоминающие все аналогичные дискуссии последних пару тысяч лет модернизации.

— Когда Форд создавал конвейер, все рыдали, что всех уволят, и, действительно, ушли те люди, которые отказались освоить новую технологию. Но количество рабочих мест выросло драматически в автомобильной промышленности, и автомобилей стало больше. Когда появился интернет и появились компьютеры, были невероятные стенания, включая и тех, кто занимался рекламой, и тех, кто занимался версткой газет, и тех, кто писал тексты, в отношении того, что нас точно всех уволят. И сейчас до боли повторяется та же самая риторика. Стоит отставить стенания и прекратить рыдать. Сейчас ИИ — это дополнительный мультипликатор в креативных индустриях, — подчеркнул Дмитрий Медников.

ИИ против бюрократии

Ученые солидарны — сгущать краски не стоит. Если искусственный интеллект «приручить», то от этого выиграют все. Восстание машин — это предмет для следующего витка дискуссии, где на первый план уже выходят вопросы этики, «очеловечивания» роботов и повсеместное создание цифровых аватаров, фейковых новостей, репортажей, массива видеоконтента и так далее. 

— Профессии в обозримом будущем будут меняться, функции и компетенции будут меняться, но общее количество рабочих мест только вырастет, — резюмирует Иван Оселедец. — Еще ни разу в эпоху развития человечества не было такого, чтобы какой-то технический прогресс привел к уменьшению рабочих мест. Кому-то придется переучиться, да. Всем стоит осваивать эти инструменты. Кто быстрее освоит, получит преимущество.

По мнению Анны Никитченко, вице-президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства, ни одна из сегодняшних профессий не исчезнет, но они будут меняться.

Анна Никитченко, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Фото: АиФ

— Могу привести пример. Мы, например, делаем роботов-кассиров, понимая, что профессия кассира уйдет, но кассир, который управляет роботами-кассирами, создастся. Это и есть трансформация функционала и появление нового типа профессий.

Как считает Андрей Сытник, председатель комитета цифрового развития Ленинградской области, цифровая трансформация — это одна из пяти национальных целей, и искусственный интеллект — как одна из частей инструментария, который позволит достигнуть эту цель, — должен существовать. 

Андрей Сытник, председатель комитета цифрового развития Ленинградской области. Фото: АиФ

— В Ленобласти мы за ИИ взялись активно в прошлом году, включили его как в нормотворчество, так и в практическую жизнь. В частности, начали с такой непростой отрасли, как здравоохранение. До конца года наш центральный архив медицинских изображений жителей Ленинградской области будет анализироваться, в т. ч. с помощью ИИ. Это абсолютно отечественное решение, построенное на базе наших национальных технологий, — подчеркнул Андрей Сытник. — Я тоже разделяю мнение большинства участников дискуссии о том, что меньше работников не станет, их станет только больше, потому что нужно понимать, что стоит «под капотом» ИИ: это, конечно же, железо и серверы, каналы связи, инженеры-эксплуататоры, которые должны постоянно поддерживать все процессы. 

Как отмечает эксперт, ИИ отлично помог бы снизить бюрократию и разгрузить госсектор, взяв на себя рутинные функции всех чиновников — разбор и подготовку ответов на письма, документооборот, аналитику.

— 80% типовых ответов гражданам мы могли бы заменить абсолютно четким ответом ИИ с верными алгоритмами, ссылками на законы и максимальными пояснениями, а живых людей подключать уже на этапах дополнительных вопросов, — рассказал Андрей Сытник. — Ну, а что касается тезиса о глобальном апокалипсисе и восстании машин, то я его не разделяю. Мы верим в наших инженеров и технологии, понимаем, что все это разрабатывается должным образом в критической инфраструктуре. Инфобез и другие специальные ведомства непосредственно принимают участие в жизненно важных отраслях, где это будет применяться, и, естественно, все будет максимально продумано.

Справка АиФ

«PRO-тренды» — это мультимедийный спецпроект «Аргументов и фактов». Серия паблик-токов и личных интервью экспертов в самых разных направлениях: в науке, технологиях, креативных индустриях, туризме и многом другом. 

Все четыре дня на Петербургском международном экономическом форуме в медиагостиной журналисты общались с гостями редакции и транслировали эти дискуссии на сайт, в соцсети и в Ютьюб.