Уход западных марок и появление китайских автомашин на авторынке России спровоцировали рост спроса в этом сегменте. Чтобы совершить дорогостоящую покупку, а многие авто сильно прибавили в цене, россияне часто прибегают к кредиту. Какой займ лучше для покупки автомобиля — в материале aif.ru.
Более рискованный
Забота НАС
В официальном письме Национального автомобильного союза (НАС) констатируется, что большая часть новых машин и значительная часть автомобилей с пробегом приобретается сегодня в кредит. При этом автокредиты обходятся всё дороже, и повышение ключевой ставки Центробанка — не единственный фактор роста цен. В связи с этим НАС обратился к вице-премьеру Денису Мантурову, главам Центробанка и Федеральной антимонопольной службы — с инициативой ограничить размер комиссий дилеров при продаже авто в кредит.
Выражение «комиссия дилеров при продаже автомобилей в кредит» странно звучит, считает экономист Виталий Калугин. «Парадокс заключается в том, что дилеры не являются банками, и кредиты выдавать не имеют права. В данном случае речь идет, видимо, о комиссиях, которые отчисляют банки и страховые компании дилерам за то, что, условно говоря, в дилерском центре работает сотрудник банка, который оформляет эти кредиты. Эти комиссии ограничить никак нельзя на сегодня. Это вопрос договоренности салона и банка», — объясняет эксперт.
Комиссия за оформление займа у крупных автомобильных дилеров достигает 9% от размера кредита. Уменьшение этой ставки не может вызвать снижение цен на сами автомобили, считает аналитик Виталий Калугин. «Основным условием подорожания автомашин служат два фактора: повышение утильсбора и девальвация. Девальвация, к сожалению, и сейчас продолжается, поэтому купленные в Китае за юани или за доллары авто дорожают вслед за ней. Поэтому снижение комиссии на пару процентов не играет никакой роли, если девальвация 20-30% в год. Цены на авторынке будут расти из-за девальвации и из-за ограниченного предложения. По сути, единственный поставщик — это Китай. Думаю, эта ситуация продлится долго, поэтому КНР не отдаст монопольные вожжи и будет повышать цены, не оглядываясь на конкурентов, которых у него нет», — объясняет собеседник.
Я это не заказывал
Не секрет, что при продаже автомобилей у автодилеров происходит навязывание продуктов и услуг: страховых продуктов, карт «помощи на дороге», аксессуаров, оборудования и прочего. По мнению Виталия Калугина бороться с этим сложно. «Как с этим боролся ЦБ, когда речь шла о кредитах? После давления со стороны защиты прав потребителей, Центральный Банк предусмотрел 2-3 недельный „период охлаждения“, когда клиент, заключив такой договор, мог отказаться от страховки или других дополнительных продуктов. И продавец обязан был с этим согласиться. Соответственно, и в случае продажи автомобилей можно сделать период охлаждения. Но, к сожалению, банки научились обходить этот момент. Например, если клиент отказывается от страхования, то изменяется ставка кредита», — рассуждает эксперт.
По мнению экономиста Чиркова, в условиях недостатка автомобилей на российском рынке, дилеры часто злоупотребляют возможностями завышения комиссий. «За дилерами нужен контроль со стороны федеральной антимонопольной службы и других правоохранительных органов», — считает эксперт.