Банки рекламируют кредиты, вклады и прочие финансовые продукты и услуги в газетах и журналах, в общественном транспорте, на экранах банкоматов, а еще присылают сообщения и звонят. Причем последнее время гражданам все чаще звонят роботы, обращаются по имени-отчеству и просят подтвердить информацию. А граждане опасаются, что это мошенники.
Телефонные аферисты действительно используют «роботов», когда пытаются обмануть своих жертв и обчистить их банковские карты. Обычно схема выглядит таким образом: гражданину звонят с номера, очень похожего на реальный номер банка, и сообщают о некоей сомнительной операции (например, о переводе денег в другой регион). Удивленный гражданин отвечает, что такую операцию не совершал. Тогда ему говорят, что карта скомпрометирована, ее надо блокировать, и сейчас придет смс с одноразовым паролем, который нельзя называть сотруднику банка — его нужно продиктовать роботу. Все знают, что нельзя называть коды из смс-сообщений от банка, и после предложения продиктовать пароль автоответчику убеждаются, что имеют дело с настоящим банковским работником. Но в действительности никакого робота нет и код, который произносит гражданин, аферисты прекрасно слышат. Пару лет назад жителя Москвы по такой схеме развели на три с лишним миллиона рублей.
Сейчас россиян обзванивает помощник Сбера с номера 900. «Для того чтобы робот смог озвучить предложение, ему необходимо провести идентификацию, так как предложение индивидуальное и не может быть озвучено третьим лицам», — рассказали РИА Новости в банке. При этом ранее Сбер предупреждал, что роботов используют мошенники. Неудивительно, что граждане вешают трубку, когда им звонит помощник Сбера.
В кредитном учреждении отметили, что аферисты часто звонят с номеров, которые начинаются с +7495 и +7499. А сам банк звонит с номера 900. Мошенникам непросто подделать официальный номер финансовой организации, хоть они вовсю и пользуются подменными номерами, мобильные операторы быстро отслеживают и блокируют звонки, рассказал главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. «Однако злоумышленники часто пытаются обойти подобные блокировки, добавляя “+”, “+?”, “8-” к известным коротким номерам. Поэтому пользователям очень важно оставаться бдительными, внимательно смотреть на номер входящего звонка, установить решения для определения незнакомых номеров», — подсказывает Голованов.
В свою очередь руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева советует вешать трубку, когда звонят роботы. Еще неизвестно, какую информацию они собирают и не записывают ли голоса банковских клиентов. Теперь, с запуском биометрии, банки идентифицируют граждан по голосу, а мошенники названивают россиянам и задают странные вопросы, ответить на которые можно «да» или «нет». А бывает, что злоумышленники пытаются уговорить сказать «я подтверждаю» или кодовое слово. Имея записи голоса, аферисты могут подтвердить перевод денег со счета жертвы на свой счет.