Политики и экономисты предлагают радикально реформировать систему социальных выплат в России. Кому увеличат пособия? И возможно ли такое, чтобы государство добавляло некую сумму к доходу всех граждан?
Деньги просто так
В апреле одна из партий Госдумы сообщила, что готовит законопроект, по которому часть выручки от продажи нефти должна направляться на персональные счета населения. По замыслу авторов, в перспективе такие выплаты должны получать все граждане России, а на первом этапе нефтяные доходы можно использовать, чтобы установить пособия в 10 тыс. руб. для малоимущих.
Выплату, которую государство без всяких условий гарантирует всем членам общества, экономисты называют универсальным базовым доходом (УБД). С 1982 г. похожий механизм действует на Аляске, жители которой каждый год получают доплату из фонда, аккумулирующего доходы от нефти. Почему российское правительство не может сделать что-то подобное?
Во что может превратиться красивое решение по принципу «взять и поделить», иллюстрирует опыт Монголии. В 2002–2008 гг. эта страна переживала бум в горнодобывающей промышленности. В ходе предвыборной борьбы одна из партий пообещала создать фонд, справедливо распределяющий доходы от недр. Его ключевым элементом стало введение универсальной выплаты 89 долл. (6675 руб. сегодня) на каждого человека вместо ранее существовавших детских пособий. Но цены на сырьё начали падать. И уже первая выплата оказалась меньше обещанной. Ежемесячные платежи быстро отстали от графика: с января 2011 г. они составляли всего по 17 долл., и в итоге по требованию людей в июне 2012 г. произошёл возврат к прежним детским пособиям. По данным Всемирного банка, изучившего этот опыт, программа УБД тем не менее сократила бедность в этой стране на треть. Но какой ценой! Государственный долг 3-миллионной Монголии увеличился в 1,5 раза! Можно ли подвергать такому риску 146-миллионную Россию, бюджет которой критически зависит от цен на нефть?
Дети-кормильцы
Как гарантировать минимум?
По последним данным Росстата, в 2019 г. дефицит дохода малоимущего населения нашей страны составлял 722 млрд руб. Если государство полностью компенсирует эту разницу, бедность в пределах её официальных границ в России исчезнет. И даже частичная компенсация – не всем, а только тем, кто, получая деньги от государства, сам стремится улучшить своё материальное положение, – станет мощным ударом по нищете. Можно, скажем, обеспечить МГД нуждающимся семьям, заключающим с государством социальный контракт, в рамках которого им выделяются субсидии на профессиональное обучение и организацию микробизнеса. Такая практика есть в большинстве стран Европы. По оценке Всемирного банка, стоимость её внедрения в России составляет около 250 млрд руб. в год. И в будущем это позволило бы сократить масштаб бедности примерно на 60%.
Благодаря антикризисным детским выплатам и увеличению пособий по безработице, произошедшему в 2020 г., Росстат зафиксировал снижение бедности с 12,3% до 12,1. Хотя, конечно, оценки зависят и от того, что считается бедностью. «В 2018 г. вместе с властями Вологодской обл. мы провели эксперимент, в ходе которого 70 малоимущих семей с детьми дополнительно получали до 10 тыс. руб. в месяц, – рассказывает Бобков. – Для каждой из этих семей мы рассчитали индивидуальный МГД, включающий не только продовольственную корзину, как обычно делает официальная статистика, но и компьютер, мобильный телефон, детский велосипед, оплату интернета и мобильной связи. В результате за 3 месяца при том уровне дополнительной помощи, которую смог позволить себе вологодский бюджет, удалось вывести семьи только из крайней нужды. Прожиточный минимум, определённый на основе научно обоснованных норм, удалось обеспечить не выше чем на 58%».
Очевидно, что МГД должен финансироваться из федерального бюджета. Подавляющему числу регионов такая цель не под силу. «Минимальный гарантированный доход появится в России, когда правительство определит источники денег, необходимых, чтобы его обеспечивать, и будут усовершенствованы механизмы выплат, – обращает внимание Аникин. – Прежде чем вводить МГД, важно повысить адресность пособий, упростить их оформление и снизить расходы социальных служб на работу с получателями. Сегодня бывает, что льготы и доплаты назначаются тем, кто может без них обойтись, и при этом примерно 16–25% российских бедных не охвачены социальными программами вообще, так как они о них просто не знают или не могут собрать нужные документы. В конечном итоге понадобится реформировать всю систему ныне существующих пособий: какие-то старые отменить, ввести доплату до уровня МГД, а также сформулировать условия получения этой доплаты».