Правительство внесло сливочное масло и куриные яйца в перечень социально значимых товаров. Опрошенные aif.ru эксперты объяснили, что теперь будет с ценами на эти продукты.
Сливочное масло в 2024 году попало в список наиболее подорожавших продуктов, цены на него за год выросли на 36,2%, подсчитали в Росстате. Стоимость куриных яиц, напротив, снизилась на 11,2%, но, видимо, впечатление от галопирующего роста цен на них в 2023 году (+61,4%) столь велико, что чиновники решили больше не рисковать — отныне государство будет пристально следить за ценами на эти продукты, и в случае резкого (на 10% и более) и быстрого (в течение 60 дней), подорожания правительство сможет ограничивать рост цен, устанавливая предельную розничную стоимость. Кроме того, производители яиц и масла теперь освобождаются от уплаты вознаграждения торговым заведениям за услуги по продаже их продукции. Правда, нововведения касаются сливочного масла только с жирностью 72,5% и яиц лишь первой и второй категории, но многие россияне скажут «спасибо» и на этом, лишь бы цены на эти продукты оставались стабильными.
Вполне возможно, что правительственные усилия дадут необходимый эффект, но, к сожалению, он будет недолгим.
Более того, даже жесткий госконтроль за ценами не сможет отменить набивший оскомину сезонный фактор, и с высокой вероятностью ближе к Пасхе стоимость яиц поползет вверх, несмотря на то, что теперь этот продукт вошел в перечень социально значимых.
«Традиционно бывают два ценовых пика в году, — поясняет генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева. — Весной, накануне православной Пасхи и примыкающих к ней майских праздников и в конце декабря, перед Новым годом. Поведение потребителей, как и динамика цен, не изменится и в этом году».
Мы живем в условиях рыночной экономики, и как бы государство не контролировало цены на социально значимые продукты, если возникнет дефицит масла или яиц, то эти продукты начнут дорожать.
Изобильный СССР
Во времена Советского Союза слово «дефицит» можно было применить к широкому кругу товаров и продуктов, но те же куриные яйца были в избытке, и стоили буквально копейки. «Объем производства яиц в СССР (в конце 80-х годов) превышал текущие объемы производства яиц в современной России на 20-25%, — подсчитал эксперт. — Мало того, что объем был большой, так еще и государство субсидировало разницу в ценах. Чтобы цены были стабильны для социально значимых товаров, государство активно использовало механизм дотаций и субсидий».
Очевидно, что с советских времен в нашем социально-экономическом устройстве произошли коренные изменения, но куры-то об этом не знают, хоть в СССР, хоть в России они должны нестись одинаково. Но теперь, чтобы сбить цены, мы импортируем куриные яйца и сливочное масло, что ранее было совершенно немыслимо. «В СССР производитель не мог выбирать, он обязан был производить из своего сырья, — объясняет Абелев. — Сейчас для производителя экономия издержек — вопрос номер один. Если экономия издержек для него достигается с помощью импорта сырья, он выбирает импорт. А цены растут, потому что есть курсовые разницы, которые закладываются в затраты производителя».
И не стоит забывать про пресловутые макроэкономические факторы и большую разницу в поведении советских людей и россиян. «Население перемещается в города, а кто остается в сельской местности, отказывается держать скот, — отметил Чеглов. — Поля, на которых пасли скот, застраиваются. Курс взят на крупное производство со всеми рисками последнего, такими, как зависимость от импорта кормов и зарубежного оборудования».
Пар в свисток
Вот и получается, что забота правительства, включившего масло и яйца в перечень социально значимых товаров, приятна, но неэффективна. И не помогут меры по регулированию торговых наценок — магазины и супермаркеты теперь не будут взимать вознаграждение с производителей масла и яиц, и, на первый взгляд, это должно привести к снижению цен на эти продукты. Но на практике все сложнее. «Отказ от торговых вознаграждений за поставки не сильно снизит цены, — не спешит радоваться Абелев. — Ведь в стоимости продуктов есть цена производства, затрат на сырье, топливо, налоговая и транспортная составляющие».
Неуплаченные в виде вознаграждения торговым заведениям деньги уйдут не в снижение цен, а в увеличение прибыли птицефабрик и маслобоен. «Скорее всего, это увеличит оборотные средства производителей, — считает Чеглов. — А вот как они эти деньги используют, это большой вопрос. Крупные торговые сети смогут оказывать на средних и малых поставщиков давление, „выбивая“ скидки, но это не системное решение проблемы, это инструмент „разруливания“ конкретной ситуации на рынке».
Но даже увеличение прибыли производителей может в конечном итоге пойти потребителю на пользу, в теории эти деньги, возможно, помогут модернизировать птицефабрики и молокозаводы, расширить их мощность. Было бы гораздо хуже, если бы, несмотря на все усилия правительства, и цены не снизились, и производители эффекта не ощутили, а деньги осели в карманах различных посредников. «Такой сценарий маловероятен, — уверен Чеглов. — Производители и так имеют официального дистрибьютора, занимающегося реализаций продукции, а создать дополнительную компанию-„прокладку“ сейчас непросто, механизм контроля уже наработан. И рисковать никто из крупных субъектов рынка не будет».
Ранее доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС Алисен Алисенов объяснил aif.ru, как рост российского ВВП влияет на стоимость продуктов.