Если с 1 марта будущего года будет введен запрет взимать 5% вознаграждение с поставщиков яиц, торговые сети за ближайшие шесть лет могут потерять около 100 млрд руб. недополученной прибыли, подсчитали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Вопрос в том, кто будет компенсировать эти потери и не лягут ли они, по отечественной традиции, на плечи обычных покупателей, вынужденных переплачивать за десяток яиц?
«Говорить о том, что сети переложат отмену вознаграждения на плечи покупателей, не совсем корректно, — заявляет Караваев. — Вознаграждение не учитывается в формировании цены продукта, это инструмент стимулирования торговых сетей приобретать большее количество товара у поставщика и предоставлять этому товару маркетинговую поддержку». Другой вопрос, что отмена вознаграждения лишает малых производителей возможности реализовать свою продукцию в торговые сети и еще больше снижает конкуренцию в этом секторе. Крупные производители — лидеры рынка — в этом случае, по словам Караваева, еще больше усиливают свои рыночные позиции и могут, как и в прошлом году, диктовать какой угодно рост отпускных цен на куриное яйцо.
«При запрете 5% вознаграждения очевидно, что сеть потребует от птицефабрики соответствующего снижения отпускной цены, — продолжает исполнительный директор Ассоциации „Руспродсоюз“, объединяющей производителей и поставщиков продуктов питания, Дмитрий Востриков. — Для покупателя цена снизится только в том случае, если при этом не увеличится розничная наценка».
Так что вопрос о том, как будет развиваться ситуация с ценами, пока ждет ответа. «Даже если законодатели сократят эти бонусы, контрагенты найдут выход из положения», — считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Вячеслав Чеглов. Компенсировать эти деньги из кошелька потребителя, по его словам, вполне возможно, так что властям нужно еще подумать над тем, как этого не допустить.
Ранее сообщалось о том, почему власти решили отменить бонусы торговым сетям за продажу куриных яиц.