В следующем году российские производители неона обеспечат четверть мировых поставок. Об этом на совещании у Президента РФ 25 июля сообщил вице-премьер, министр Минпромторга Денис Мантуров. Этому поспособствует запущенный в этот же день комплекс по производству неона, созданный на базе МГТУ им. Баумана. Пока его мощность составляет 70 тыс. куб. м газа в год, или примерно 10% мирового потребления. В 2023 году производство увеличится до 180 тыс. куб. м.
У высокочистого неона широкий круг применения, но важнейшая сфера — производство полупроводников для микросхем. Остановка двух украинских производителей неона вызвала острый дефицит этого газа на мировом рынке. Мариупольский завод «Ингаз» выпускал 20 тыс. куб. м этого инертного газа в месяц, и продавал его в Германию, США, Южную Корею и Тайваню. Одесский «Криоин» производил 10-15 тыс. куб. м, суммарно эти два предприятия обеспечивали от трети до половины мирового производства неона.
Ситуацией немедленно воспользовались китайские заводы. Их отпускные цены на столь нужный газ взлетели в разы. Например, в еще в феврале они продавали неон по цене 1850 юаней за кубометр, а к середине марта тот же кубометр стоил уже 16 тыс. юаней. Газ российского производства призван восстановить баланс спроса и предложения на мировом рынке. Кроме того, в России слабо развито производство микросхем, и мы зависим от внешних поставщиков. Но производители микрочипов, в свою очередь, зависят от ритмичных поставок неона. Вероятно, тут можно будет найти точки соприкосновения. «РФ готова вести переговоры с зарубежными партнерами и готова на взаимовыгодных условиях обсуждать как поставки чистых газов из российского сырья, так и оказание услуг по очистке сырья из других стран», — обозначил российскую позицию Денис Мантуров.
Ведущие мировые потребители неона и других инертных газов проблему не отрицают. Например, вице-президент Micron Джон Витман так прокомментировал ситуацию: «Цепочка поставок критически важна для производства микросхем, и ситуация на Украине повлияла на нее. Украина была основным для нас производителем инертных газов (ксенон, криптон и неон), а Россия должна была стать основным поставщиком гелия с Амурского завода. Поэтому отрасль сталкивается с сокращением поставок, и, когда оно закончится, неизвестно».
Глава Intel Пэт Гелсингер подтверждал: «У производителей микросхем недостаточно компонентов, и дефицит может продлиться до 2024 года».
В начале июня Россия ограничила экспорт инертных газов, таких как неон, аргон и гелий, поставки за рубеж возможны лишь по разрешению кабмина. Возможно, так мы уже готовимся к трудному диалогу с гегемонами микрочиповой индустрии, чей рынок оценивается в 2022 году в 676 млрд долларов, а к 2030 вырастет до космического 1 трлн долларов.