Коньяк набирает. Почему в России разлюбили сладкий алкоголь

И производство, и потребление алкогольных напитков в России за январь-февраль увеличивалось примерно одинаково — более чем на 12%. При этом по ликерным винам прирост составил более 15%. Эксперты aif.ru рассказали, что будет происходить на рынке «сладкого» алкоголя в этом году.

   
   

Градус сладкого

Как поясняют отраслевые аналитики, понятие «ликеры» объединяет в себе две основные категории алкогольных напитков, которые различают по содержанию спирта: до 25% объема и выше этой отметки. Это различные бальзамы, настойки, традиционные фруктовые ликеры и т. д. Более того, некоторые эксперты делят их еще и на женские (сладкие настойки до 25%) и мужские (крепкие горькие настойки). Причем потребление в России традиционно складывается в пользу более крепкой половины напитков.

«В 2022 году показатели по этим категориям составляли 663 тыс. и 13,8 млн декалитров соответственно, — поясняет руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. — До этого они росли, причем значительно — более чем на 40% в год, однако в 2023 году цифры изменились».

По его словам, ликеро-водочных изделий крепостью до 25% было произведено всего чуть более 26 тысяч декалитров, тогда как более крепких — свыше 14 млн декалитров.

Изменили с джином

Изменение динамики производства отражает тенденцию последних лет — отечественные производители, видя, что массового спроса на менее крепкую «ликерку» не наблюдается, переключились на выпуск заморских видов алкоголя, уточняет Шапкин. Произошло своего рода импортозамещение зарубежного алкоголя — виски, рома, джина и текилы — местными аналогами, которые по качеству не хуже, а по цене гораздо более привлекательны, чем привозные.

«Продажи так называемых „мужских“ алкогольных напитков выросли за последние несколько лет раза в два с половиной, — подтверждает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Связано это и с увеличением самого среднего класса в стране, и с ростом его доходов. А еще с ростом коктейльной культуры, потому что в чистом виде крепкие настойки потребляют меньше».

Пришли к равновесию

На рынке крепкого алкоголя в период с 2020 по 2023 годы сложилась следующая ситуация: водка — ее производство и продажа — в среднем стабильна с небольшим ростом. Вино российского происхождения по-прежнему занимает половину отечественного винного рынка, а его потребление растет на несколько процентов ежегодно. Кстати, растут и продажи коньяка.

   
   

«Связываю я этот факт с ростом доходов в ряде промышленных отраслей страны, — отмечает Дробиз. — Дело в том, что у нашего населения есть историческое уважение к коньяку как напитку благородному, подарочному и дорогому. Поэтому, когда появляется достаток, люди начинают покупать именно этот алкоголь». 

По мнению аналитика, алкогольный рынок в стране сегодня находится в стадии насыщения. «В частности, 2023 год уже можно назвать годом его базовой стабилизации, — пояснил Дробиз. — Наверное, небольшие колебания будут, в том числе, и по итогам этого года. Но они вряд ли смогут серьезно изменить общую картину как производства, так и потребления алкогольных напитков в нашей стране».

Могут быть «плюсы» в статистических показателях, которые пока не отражают показатели новых российских регионов, но эти объемы вряд ли будут значительными. 

Ранее сообщалось о том, почему Россия остается пивной страной даже по европейским меркам.