Африка зовет. Российское продовольствие ждут на Черном континенте

Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

В Африке рассчитывают на российские инвестиции, технологии и продовольствие. Об этом единодушно заявили участники видеомоста Москва — Лагос (Нигерия) — Луанда (Ангола), состоявшегося на базе МИА «Россия Сегодня». 

   
   

Вопросы продовольственной безопасности, обострившиеся после пандемии и антироссийских санкций, особенно остро стоят перед африканскими странами. По данным ООН, в 2021 году во всем мире от голода страдали 820 млн человек, подавляющая часть из них — африканцы. Россия не раз заявляла о готовности к сотрудничеству со странами Черного континента, но, как гласит нигерийская пословица, чтобы хлопать, нужны две руки. Готовы ли африканские страны к взаимодействию с Россией? 

Ответ дал директор департамента международного сотрудничества Министерства иностранных дел Анголы Карлуш Сардинья: «Россия играет важнейшую роль как один из крупнейших мировых поставщиков продовольствия. Безусловно, мы заинтересованы в наращивании всестороннего сотрудничества. Например, Ангола нуждается в 10 млн тонн зерна в год, а внутреннее производство — всего 3 млн тонн. Остальное мы вынуждены докупать на внешних рынках, и Россия, учитывая ее огромное производство зерна, могла бы легко закрыть все наши потребности. Но это лишь один пример, мы многое можем сделать и ждем с нетерпением прихода российского бизнеса в Анголу». 

Глава информационного направления Совета африканских общин в России Луис Гоуенд не только задал конкретные направления сотрудничества, но и кратко проанализировал причины дефицита продуктов питания в африканских странах: «В Камеруне в год получают три урожая, и при этом многие голодают. Этот парадокс объясняется колониальной политикой западных стран. Они не заинтересованы в развитии Черного континента. Вся их деятельность направлена на вывоз сырья в свои страны для дальнейшей переработки. Это относится и к продукции сельского хозяйства. Например, наши страны экспортируют в Европу для переработки зерна кофе, какао, а потом готовый к употреблению кофе мы импортируем за большие деньги. Западным странам выгодно получать от Африки сырье, из-за такой позиции у нас почти нет предприятий по переработке или консервации сельхозпродуктов. 

А у России есть и инвестиционный потенциал, и технологии. Поэтому мы очень ждем российский бизнес и готовы сотрудничать с Россией. Большой проблемой является сложность взаиморасчетов, после введения международных санкций банковские транзакции с Россией затруднены. В этой связи мы бы хотели, чтобы хотя бы один российский банк открыл филиалы в африканских странах. Это сразу снимет целый ряд проблем. С нашей стороны большой сложностью является логистика. Благодаря выходу к морю Марокко, Тунис, Египет могут обмениваться товарами с Россией, но потенциал внутренней Африки не задействуется, несмотря на колоссальный запрос. Возможно, российские инвесторы могли бы поучаствовать в развитии транспортной инфраструктуры, это гарантированно высокодоходный бизнес». 

Поддержал камерунского коллегу журналист аналитического центра SBM Intelligence из Лагоса (Нигерия) Чета Нванзе: «Как только Россия попала под санкции, в Нигерии продовольственная инфляция подскочила до 20%, цена на хлеб выросла вдвое. Стоимость удобрений также удвоилась. Ситуация действительно очень тяжелая. Ни Евросоюз, ни США нам не помогают. Самостоятельно проинвестировать в аграрный сектор экономики мы просто не в состоянии из-за отсутствия таких средств, западные страны имеют деньги, но не желают создавать производство у нас, а закупать то же зерно и удобрения в России мы не можем из-за санкций. Нигерия сейчас прорабатывает возможность поставок продовольствия из России через Иран. Если это не получится, с высокой вероятностью прогнозирую народные протесты во многих африканских странах. 

Экономика наших стран сконфигурирована по колониальному принципу. Даже транспорт работает на вывоз ценного сырья к побережью из внутренних областей континента. Но эта система себя изжила, нам нужен новый, более честный и справедливый экономический уклад. Многие африканцы надеются, что именно Россия и российский бизнес может реально помочь нам в этом». 

   
   

Мы привыкли считать Черный континент территорией бедности и отсталости. Но, возможно, теперь посмотреть на Африку нужно как на территорию возможностей. Здесь проживает более 1 млрд человек, а потенциал развития самый высокий в мире. И если нас гонят с европейских и американских рынков, а в Африке ждут, — так чего ж мы ждем?