По последним данным Федеральной таможенной службы, за прошедшие два года импортеры из недружественных стран недополучили товары на 256,5 млрд долларов, что в пересчете составляет почти 21 трлн рублей, напомнила эксперт.
«Если мы сравним наши показатели до санкции, то есть до 2022 года, получается, что, перенаправив наши товарные позиции, которые ранее направлялись в недружественные ныне страны, мы даже смогли заработать 30,9 млрд долларов — почти 5 трлн рублей, — заметила Литвиненко. — Это говорит о том, что все-таки страны Запада не смогли выстроить логистику, найти партнеров, которые бы полностью смогли их обеспечить аналогичными поставками с такими же ценой, качеством, стоимостью транспортировки».
Если смотреть в разрезе товарных групп, самая большая потеря для наших покупателей из недружественных стран — это минералы (сокращение больше чем на 55%), — продолжает эксперт. На второй позиции — драгоценности, и на третьей — металлы. Из-за отказа от продуктов из древесины они потеряли 9,2 млрд долларов, от пластмассы — 5,4 млрд долларов, оборудования и производных — 5,5 млрд долларов, химикатов — 4,5 млрд долларов.
«Что интересно, если посмотреть разброс потерь наших импортеров из недружественных стран по годам, все-таки наибольшая цифра пришлась именно на 2023 год — 192,4 млрд долларов, — продолжила Литвиненко. — Тогда был выдвинут наибольший пакет санкции, которые и сыграли против самих же западных стран. В 2022 году потери импортеров составили лишь 64,1 млрд долларов — тогда еще продолжали импортировать три первые указанные товарные группы, а уже 2023 году мы наладили новые логистические пути, нашли новых покупателей, потому что минералы, ресурсы, древесина и другая российская продукция известна на мировом рынке и всегда найдет своего конечного потребителя. А вот западные страны восполнить эти потери до сих пор так и не смогли, и вряд ли смогут на прежних условиях».
Импорт титана, никеля, палладия, меди критически важен для стран ЕС, перечисляет экономист. Это товары, без которых производственные мощности Европы, и в особенности — Германии — не могут обходиться.
«До 90% типов никеля, которые нужны им, находятся именно у нас, — привела пример Литвиненко. — Похожая ситуация и по остальным озвученным позициям. А ведь производства продолжают работать и несут колоссальные убытки. И речь не о каких-то маленьких компаниях, а о гигантах вроде Airbus. Крупные производители по сей день не готовы полностью распрощаться с нами, мы были удобным соседом во всех отношениях. Они готовы хоть сейчас возобновить с нами товарообмен, и все упирается только в глав правительств европейских стран, которые работают полностью на Белый дом».
Тем временем ситуация в экономике США тоже оставляет желать лучшего. Госдолг растет, и не исключено, что закрывать его придется простым американцам, заключила эксперт.