Настроить коммуникацию. В Москве прошла юбилейная конференция АКМР

АКМР

20-я ежегодная Конференция АКМР «Роль коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией» прошла в Москве.

   
   

Главный тезис мероприятия: «Инструменты есть, коммуникаций нет: смена или потеря смыслов? Где мы и что делать?» Среди тем для обсуждения — образовательные траектории и кадры для отрасли, положение профессии на рынке, искусственный интеллект, оцифровка коммуникаций и многое другое.

В этом году конференцию открыл Media-Battle-2023. В рамках конкурса команды боролись за звание «Лучшего агентства, сертифицированного АКМР-2023». Им предстояло решить задачу реальной российской компании в медийной сфере. В медиабитве сошлись рекламное агентство и онлайн-издание: команды представили свои оригинальные решения в рамках тендерного задания по вовлечению сотрудников к чтению специального онлайн журнала и ответили на вопросы членов экспертного жюри и представителей заказчика. 

Ключевым событием в рамках мероприятия стала конференция «Роль коммуникаций и корпоративных СМИ в стратегическом управлении компанией». В первой сессии «Медиаландшафт сегодня. Классические и сверхновые медиаплощадки» эксперты обсудили, какие СМИ сегодня выходят на первый план, как изменились стратегии компаний в современных реалиях и поделились ожиданиями и впечатлениями от работы с новыми медиа. 

«Если вы не будете заниматься с внешними и внутренними коммуникациями, то можно потерять конкурентоспособность. Если вы не будете заниматься внешними коммуникациями, вы будете зависеть от посредников, от СМИ, а сейчас это не годится по разным причинам. Если вы не будете работать с инфлюенсерами, частью из которых вы должны стать за счет своих брендовых СМИ, вы тоже потеряете свои позиции», — подметил Василий Черный, коммерческий директор Brand Analytics. Также он призывал улучшать свои компетенции, чтобы помочь не только компании, но и себе. 

О том, какие изменения рынок пережил и каких еще стоит ждать, а также о новых возрастных группах и тенденциях, за развитием которых стоит следить, рассказала Марина Мишункина, заместитель генерального директора АиФ. 

«Растущих сегментов в 2022 году было всего два — это наружная реклама и радио с ростом в 6% и 5% соответственно. Интересная ситуация наблюдается на рынке прессы: в рекламном сегменте она упала почти на 40%, зато аудиторно растёт, и интерес к ней начинают проявлять категории, которые никогда в ней не присутствовали. Это, например, молодые люди от 16 до 35 лет, а также руководители среднего и крупного бизнеса: у нас в АиФ эти категории выросли на 11% и 48% соответственно. Самый заметный и растущий тренд — это тренд на спецпроекты, на развитие и поддержку социальных инициатив» — отметила Марина Мишункина.

   
   

В рамках пресс-конференции назвали ТОП ключевых компетенций в коммуникационно-медийной индустрии.

Критическое мышление, креативность, командная работа и коммуникативные навыки — четыре компетенции, которые являются ключевыми для специалистов коммуникационно-медийной индустрии в современных условиях. Максимально эффективно использовать их позволит полноценное гуманитарное образование, которым должны обладать представители отрасли.

К таким выводам пришли представители ведущих вузов и коммуникационного бизнеса в рамках второй сессии «Образовательные траектории и кадры для отрасли». «Современный бизнес хочет, чтобы к нему в качестве специалиста пришел „человек-оркестр“, который обладает множеством компетенций в коммуникационной отрасли», — отметил Алан Абаев, декан факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета. Подготовка таких специалистов возможна именно на базе классического гуманитарного образования считают эксперты.

«Критическое мышление, командная работа, креативность, коммуникации — это те компетенции, или компетенции 4К, которые максимально востребованы в отрасли в 21 веке. Осваивать их, развивать возможно лишь на базе хорошего академического гуманитарного образования. Главное — это не популярные скиллы, такие как перформанс-маркетинг, контент-маркетинг, а философия, логика, теория игр», — подчеркнул Сергей Зверев, руководитель Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ «Высшая школа экономики» и президент коммуникационного агентства КРОС.

Еще один тренд — в отрасли востребованы не узкие, а мультифункциональные специалисты. Это «универсальные солдаты», способные работать по множеству направлений, включая маркетинг, пиар, рекламу, обладающие навыками интегрированных коммуникаций.

«Чтобы подготовить „универсального солдата“ должно быть базовое, широкое университетское образования. Должна присутствовать начитанность, насмотренность, а главное — умение учиться. Тогда мы получим специалиста, который будет востребован рынком, и способного оставаться таким даже в условиях развития цифровых технологий», — отмечает Анна Костикова, руководитель направления «Реклама и связи с общественностью» философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

В третьей части конференции обсуждалась оцифровка коммуникаций. Основными вопросами для обсуждения стали вопросы о возможности оцифровке всего комплекса маркетинговых коммуникаций, риски и ошибки полной диджитализации, какие направления деятельности подвергаются оцифровке и какие направления трудно оцифровать?

Специалисты коммуникационной индустрии могут сыграть критически важную роль в рамках цифровизации российского общества, а также его ускоренной адаптации к инновационным прорывным технологиям, в том числе дополненной и виртуальной реальности, метавселенным, технологии WEB 4.0. Они будут выполнять роль проводников в цифровой мир, помогая и содействуя развитию digital-навыков. 

Помимо этого, эксперты заявили и об ответственности за цифровую грамотность людей, с которыми ведется коммуникация: чем шире внедрение в практику цифровых коммуникаций, тем больше цифровых навыков получит все общество. 

Цифровые технологии развивают у людей навыки, необходимые для жизни в будущем. Это и управление беспилотными средствами, и работа с робототехникой, это стратегическое мышление, умение мыслить в критических ситуациях. Специалисты могут приучить пользователя к цифровой грамотности, помочь наработать необходимые навыки. Коммуникационный рынок может и должен этим заниматься, полагает эксперт.

Специалисты по коммуникациям способны развеять и страхи общества перед рисками цифровизации, в частности, снижение роли человека в экономических процессах и даже безработица.

Темпы технологического прогресса ускоряются, это, бесспорно, отмечает вице-президент по стратегии и развитию КРОС Кирилл Лубнин, для сравнения, между появлением арифметической машины Блеза Паскаля и калькулятором, который в 50-х годах прошлого столетия можно сказать, стал предвестником ИИ, прошло три столетия. Между первым пресс-релизом написанным Айви Ли в 1906 году и первым релизом, написанным ChatGPT, — чуть более ста лет, но даже с учетом подобной динамики говорить о вытеснении специалистов — людей с того же рынка коммуникаций преждевременно, решающая роль все еще остается за человеком.

«В любом случае на входе в тот же ChatGPT находится интеллект органический, или человек, который ставит задачу роботу. Как, кстати, и на выходе — решение о том, в какие каналы, для какой аудитории созданное сообщение будет направлено, принимает человек, стратегический коммуникатор», — говорит Лубнин.

Четвертая часть конференции была посвящена изменению статуса и содержанию профессии на рынке за последние три года, ее значимости и спроса. Тема вызвала бурную дискуссию о роли директоров по коммуникациям, их вовлеченности в стратегии компании и их функционале. ждународного союза экономистов. 

Особый интерес в рамках разворота отечественной коммуникационной отрасли на Восток вызвало выступление заместителя торгового представителя РФ в Индии Евгения Гривы. Он рассказал, как и за счет чего российские компании могут заходить на индийский рынок. 

«Через нас сейчас идёт разворот на Восток. Многие компании, впрочем, не понимают, как зайти на рынок Индии, в том числе из-за незнания индийских реалий и использования неправильных каналов выхода на потенциальных партнеров. Индия — это прежде всего страна личных контактов, и, заходя сюда, очень важно регулярно посещать ключевые индустриальные мероприятия. Индийцы не так много знают о российских компаниях, поэтому всегда лучше заходить туда, где вас порекомендуют. Крайне важно также отслеживать ключевые проходящие здесь тендеры и выходить на них под эгидой популярных в Индии государственных программ: „Make in India“, „Self-Reliant India“. Я призываю всех, кто планирует работать на Востоке, несколько поменять парадигму с точки зрения каналов коммуникации, и мы, как Торговое представительство России в Индии, всегда готовы вас поддержать на индийском рынке», — отметил Грива. 

Конференция завершилась церемонией награждения Конкурсов «Лучшее Корпоративное Медиа-2023» и «МИКС-2023». В этому году активное участие в Конкурсе «Лучшее Корпоративное Медиа-2023» приняли 32 компании, которые выставили на конкурс более 80 проектов.