Жёлтые человечки. Курьеры рассказали о подноготной работы по доставке еды

Пандемия сделала невероятно популярной доставку готовой еды на дом. Разбираемся, почему курьеров там не хватает, но люди не хотят ими работать.

   
   

101 способ обмануть

Корреспондент «АиФ» решила устроиться курьером: подала на сайтах заявки — и уже на следующий день отправилась на собеседование на окраину города. Перед входом в офис вызвавшей меня компании толпилась очередь из 10–15 мужчин — о таких в объявлениях о сдаче квартиры обычно говорят «неславянской внешности». Внутри здания — ещё человек 30: в основном молодые мужчины и два не то школьника, не то студента. Собеседования не понадобилось: берут всех. Мне дали анкету и объяснили: необходимо внести свои ФИО, ИНН, СНИЛС, телефон и почту. Я заполнила и, дождавшись очереди, подошла к администратору. Тот рассказал, что, как только меня берут на работу, я в течение 10 дней должна сделать медкнижку. Также обязательно оформиться как самозанятая (или приобрести патент — для тех, у кого нет российского гражданства). Благодаря этому практически никакой юридической ответственности компания за работников не несёт. «Впрочем, если хотите не светить доходы, это можно сделать через одного из наших партнёров», — предложили мне.

Позже потенциальные коллеги-курьеры пояснят: медобследования можно и не проходить, а медкнижку купить — так выйдет даже дешевле.

Есть и ещё один вариант обмана. «Можно попросить друга устроиться официально, а по приложению в телефоне будешь гонять ты. У меня так знакомый из Белоруссии делал», — поделился опытом знакомый курьер.

Курьерами, вопреки всеобщему представлению, работают не только студенты и приезжие.

«Здесь есть работники фастфудов и ресторанов, у которых с начала пандемии работы стало меньше. Многие фрилансеры, например, программисты и дизайнеры, совмещают основную работу с доставкой. Один парень из Украины с высшим образованием и опытом в сфере компьютерной безопасности „курьерил“, пока оформлял гражданство. Девушка-музыкант, которая училась в США и работает репетитором по скрипке, получает здесь дополнительный доход», — рассказал 33-летний автор блога «Ногами курьера» Анатолий Демидов из Санкт-Петербурга. Он по высшему образованию сервис-инженер, но работал 10 лет рабочим на заводах и на установке домофонов.

Весной из-за пандемии ввели бесконтактную форму доставки и проверку температуры у курьеров.

   
   

От штрафа к штрафу

32-летний наладчик холодноштамповочного оборудования на заводе Николай Лухтан говорит, что курьеров в Казани, где он уже два года подрабатывает в агрегаторе доставки, постоянно не хватает.

«Раньше у пеших курьеров была фиксированная оплата 80 руб. в час и 50 руб. каждая доставка. Сейчас, чтобы получить 550 руб. за 5 часов, я должен выполнить минимум 2 заказа. Если заказов не будет, мне ничего не заплатят. Чтобы получить больше 550 руб., надо сделать минимум 5 заказов. Но не всегда это получается, поэтому выгоднее работать по-минимуму. Два года назад приходилось ходить меньше. Сейчас начинаешь в одной точке, а к вечеру можешь уйти от неё на 6–7 км. Платят по 25 руб. за км от ресторана до клиента, а сколько ты там тратишь времени и денег на дорогу до ресторана, никого не волнует. Не оплачивают переработки, сотовую связь и ремонт велосипеда/самоката. Нет ни больничных, ни отпуска. А самое главное, несмотря на то что трудовым законодательством это запрещено, появились штрафы. Если ты отказался принять заказ в свою смену, то должен заплатить компании 300 руб. Если забыл и не отметился по приходу в ресторан — 100 руб. Раз в 2 месяца может набегать штрафов на 1 тыс. руб. Некоторые курьеры даже из-за них уходят в минус. Я получаю в месяц при 6-дневной рабочей неделе по 5 часов 9–11 тыс. руб.», — поделился Н. Лухтан.

Так себе доставка

Количество заказов, рассказывают курьеры, увеличивается в ливни, пургу и праздники. В спальных районах Москвы спрос больше в выходные, а в центре — в будни с 13 до 16 часов и с 21 до 1.00. Еду упаковывают сами рестораны. Курьеры её просто сверяют и забирают. Если клиент отказывается от заказа, что бывает очень редко, она становится собственностью курьера. Сложнее всего носить... пиццу.

«Рюкзак с ней нельзя надеть на спину, можно нести только сумку в положении лёжа в вытянутой руке», — говорит 40-летний руководитель Союза курьеров России Иван Вайсс. Он собирался открывать с партнёрами бизнес в области доставки. Чтобы открыть собственный бизнес по доставке, он пошёл поработать «на дядю» и узнать всё изнутри. И тут же передумал что-либо открывать. «Программа, которая раздаёт заказы, не знает тонкостей, даёт прямой маршрут, который в реальности таким не оказывается, не учитывает время ожидания на светофоре, обход заборов и стройки или переход через рельсы и МКАД. Из-за чего не всегда удаётся прийти вовремя, тебя штрафуют, а клиент ждёт. К тому же у многих курьеров нет денег на хорошую одежду. Обувь может промокнуть, и продрогший человек, чтобы не заболеть, решает отказаться от следующих заказов. Начальству до этого нет дела. Курьеру всё равно выписывают штраф, порой равный его дневному заработку», — говорит И. Вайсс.