Российской экономике остро не хватает кадров. Заглянув вперед, Минтруд спрогнозировал, что к 2030 году кадровая потребность составит почти 74 миллиона человек. Сегодня рабочей силы больше на 2 миллиона, но преимущество кратковременное. По данным Росстата, кадров с каждым годом будет становиться все меньше. Падение продолжится по меньшей мере до 2035 года. В условиях дефицита общество и предприятия ищут, как снять остроту проблемы.
Трудовая распутица
Количество трудоспособных россиян снижается по нескольким причинам. В конце прошлого — начале нынешнего века социологи фиксировали демографическую «яму» с резким спадом рождаемости. Сегодня зумеры выросли, и на рынке труда их оказалось мало. В Российском экономическом университете имени Плеханова говорят об усиливающемся старении нации. Существует проблема с трудовой мобильностью. Некоторые выпускники учебных заведений, получив образование, работать едут за рубеж.
Уповать на замену выбывших мигрантами не всегда верно, считает эксперт. Для многих, кто едет в Россию из стран СНГ, целью является не трудоустройство, а получение постоянного вида на жительство. Упрощенный визовый режим со многими странами дает приток не только более дешевой рабочей силы в сравнении с дипломированными россиянами, но и увеличение нетрудоспособного населения за счет переезжающих семей мигрантов. Как результат, деньги, которые можно было бы потратить на подготовку специалистов, необходимо дополнительно выделять для решения социальных задач. Отчасти остроту кадрового голода снизило увеличение возраста выхода на пенсию.
В научной среде развивается две школы. Сторонников одной называют технооптимистами. Они уверены, что роботы придут на помощь обществу, заменив людей в целом ряде отраслей. Другие утверждают обратное. Многовековой опыт, говорят они, свидетельствует: сколь ни идет научно-технический прогресс, спрос на кадры только растет. Появление машин создает новые профессии для взаимодействия с автоматами.
И вроде бы технооптимисты должны оказаться правы, но началась пандемия с ограничениями, сломавшими привычные тренды. Во многих секторах, например в сельском хозяйстве, отмечает эксперт, произошел коллапс — не стало сезонных рабочих. Оказалось, технология пока в большей мере зависит от человеческого фактора. В некоторых сферах приходится даже сокращать предложение.
Существующих кадров не хватает, а новые в индустрию гостеприимства идут медленно: к сотрудникам предъявляются большие требования при не самых высоких зарплатах. В результате в пиковое время из-за недостатка обслуживающего персонала часть номеров с бронирования снимается.
Забота общая
С кадровым дефицитом в настоящее время и на ближайшую перспективу, говорит Захарова, будут сталкиваться там, где экономика перестраивается. Это машино-, авиа-, приборостроение — здесь требуются высококвалифицированные инженеры. Много незакрытых вакансий с хорошими зарплатами и соцпакетами есть на обрабатывающих производствах, предприятиях промышленности, водоснабжения, добычи полезных ископаемых, транспортировки. С прошлого года значительно вырос спрос на сантехников, слесарей, разнорабочих, электромонтажников, сварщиков. Нужны умелые руки и умные головы в сельском хозяйстве и бурно развивающемся оборонно-промышленном комплексе (ОПК).
«Нужны специалисты с высокими профессиональными компетенциями, а среднеспециальные учебные заведения пока не успевают готовить достаточное количество востребованных специалистов. Потребности в кадрах с инженерным дипломом и соответствующими квалификациями также не закрываются. По статистике, сегодня вузовские дипломы имеют примерно каждые два из пяти российских работников, и по-прежнему многие из них идут работать не по специальности», — отмечает aif.ru собеседница.
«Поодиночке кадровый вопрос закрыть не получится. Требуется взаимодействие в системном порядке. Работодателям, включая соцпартнеров „Профессионалитета“, следует четко определять набор компетенций, с которыми студенты должны выйти из учебного заведения», — уверена Пономарева.
В сельхозпредприятиях не хватает специалистов ручного и интеллектуального труда. Требуются агрономы, трактористы и другие сотрудники. Фактически каждый выпускник с аграрной специальностью будет востребован.
Госкорпорация «Ростех» объединяет предприятия, занимающиеся высокими технологиями. Здесь нуждаются в универсальных станочниках, операторах токарных и фрезерных станков, в том числе с ЧПУ, слесарях механосборочных работ, слесарях-электромонтажниках. Новые вызовы, заявили aif.ru в пресс-службе холдинга, сформировали спрос на инженеров в сфере системного инжиниринга, аддитивных и роботизированных технологий, радиоэлектронного бортового оборудования, математического моделирования, сквозных цифровых технологий, композитных и новых материалов, авионики, беспилотников. На предприятиях радиоэлектронного комплекса нужны программисты с компетенциями в сферах робототехники, приборостроения, 3D-моделирования, IT-архитектуры, кибербезопасности.
Примерно такая же картина повсюду. Чтобы заранее предсказывать ожидаемые потребности, Чулок рекомендует смотреть на вещи через призму облика будущего: прогнозировать, какие сотрудники и с какими компетенциями понадобятся. Учебным заведениям понадобится ответить на дополнительный вопрос: каким компаниям будут нужны эти кадры.
Непростые рецепты
Дискуссия об уровне потребности экономики в кадрах, замечают ученые, ведется добрые полвека. В бизнесе главным инструментом привлечения специалистов считают повышение уровня оплаты труда. Опрос сервиса HeadHunter показал, что на эту возможность уповает 62% предпринимателей. Однако вопрос сложнее. Когда высокие зарплаты есть у нескольких заводов, становится актуальным ответ на вопрос, какой из них выберет соискатель.
Интересен опыт компаний с высокой укоплектованностью кадров. На предприятиях «СибурТюменьГаз» и «Запсибтрансгаз» показатель превышает 95%. В Западной Сибири на предприятиях «Сибура» трудится более 2,5 тысячи сотрудников, при этом около 90% команды — это местные жители Ямала и Югры. В компании избрали путь непрерывной передачи опыта: расширяют образовательную среду, обеспечивая бесшовную подготовку кадров.
В компании примечают перспективных сотрудников заранее, затем растят их. Также лучших сотрудников привлекают со стороны. На «Сибуре» действуют программы по привлечению и отбору. Первая ориентирована на студентов, которые еще учатся и могут часть опыта и знаний по будущей профессии получить в вузе, а вторая — полугодовая программа для выпускников. В процессе работы по ней молодой специалист осваивает рабочую профессию, изучает оборудование, документацию, регламенты техбезопасности и работает в паре с наставником. Итог усилий таков, что 35% молодых специалистов переходят на следующую карьерную ступень через 2-3 года. До сих пор в компанию ежегодно устраивалось по 500 выпускников учебных заведений. Уже в 2024 году набор молодежи планируют увеличить до тысячи человек.
Шестакова сама управляет компанией-туроператором внутреннего туризма. Говорит, что с 2021 года обороты ежегодно удваиваются. При таких темпах вопрос с кадрами — фактор выживания. В локдаун многие покинули сферу, переквалифицировались и не вернулись. Кроме студентов-старшекурсников источником трудовых ресурсов теперь является перетекание специалистов из других отраслей. Туризм связан с любовью к путешествиям: не только со стороны путешественников, но и сотрудников. Эмоциональная привязанность помогает сфере наращивать кадры.
В «Ростехе», кроме большого пакета образовательных программ, привлекает конкурентоспособная зарплата, которая ежегодно индексируется. В 2022 году она повысилась на 17,2% по сравнению с 2021 годом и в среднем достигла 72,2 тысячи рублей. Соцпакет включает не только дополнительное медстрахование и вложения в негосударственное пенсионное обеспечение, но и компенсацию процентов либо первоначального взноса по ипотеке. В рамках корпоративной программы работники предприятий ОПК могут приобретать квартиры по цене ниже рыночной на 20-35%. Новации за последние два года обеспечили заводам приток 53 тысяч новых специалистов.
«Свойство новых технологий и в том, что они могут накапливаться, а потом быстро врываться в жизнь и экономику. Те, кто проинвестировал в роботизацию сельского хозяйства, при следующем кризисе окажутся на голову выше. Это будет хорошей демонстрацией того, как новые технологии могут нелинейно изменять производительность», — отмечает Чулок.
Захарова обращает внимание на особенности современного поколения. Они заключаются в том, что в своем большинстве молодые не готовы к физическому и тяжелому труду. Заинтересовать их можно, обращая внимание на системы мотивации и условия работы. Чулок также обращается к опыту Японии, строящей общество бесконечного любопытства. В нем ценность образа жизни растет благодаря автоматизации. Эксперт уверен, что рабочие места должны развивать потенциал и креативность людей. Многие города, например Москва и Тюмень, уже давно воспринимают креативность как основной приоритет.