Инфляция и больная тёща. Названы самые НЕудачные способы просить прибавку к зарплате

   
   

Чтобы выпросить у начальства повышение зарплаты, самое главное — выбрать подходящее время, перечислить свои заслуги перед компанией и назвать объём ответственности и работы, напомнить о вашем образовании, опыте и профессионализме, а также ни в коем случае не жаловаться инфляцию и «личные обстоятельства». Таков результат опроса сотрудников и руководителей российских компаний, проведённого порталом Superjob.ru.

50 на 50

Согласно опросу, примерно половина российских граждан, вне зависимости от сферы занятости, решались попросить у начальства прибавки зарплаты. При этом среди мужчин таких смельчаков оказалось чуть больше, чем среди женщин — 57% против 43. Чаще всего повышения оклада просят сотрудники в возрасте от 35 до 44 лет и, что примечательно, большинство их них уже имеют зарплату выше средней — более 45 тыс. рублей.

Желание попросить прибавку респонденты аргументировали тем, что у них появились новые обязанности или вырос объём работы. В свою очередь, участники опроса, ответившие «Прибавку никогда не просил», указывали в качестве причины то, что их оклад итак соответствовал их квалификации и рабочей нагрузке. Многие также отмечали, что «это бесполезно», а одна из респонденток заявила, что считает подобные просьбы унизительными. «С работой мне везло всегда, поэтому я просто уходила, а они потом локти кусали», — написала она.

Впрочем, далеко не всем сопутствовала аналогичная удача, поэтому почти треть из тех, кто просил прибавки, в результате остались ни с чем. Добиться желаемого удалось только 30% респондентов — им повысили зарплату именно на столько, на сколько они просили, — и ещё 38% получили прибавку, но в меньшем размере. В 29% случаев ответом начальства был отказ, а в отдельных случаях работодатель принимал меры, чтобы «сбить спесь» с недовольного сотрудника. «Обычно руководители находили на моё место более достойную кандидатуру, готовую работать за меньшую сумму, или давали настолько сложные задания, что через 3-4 дня складывалось впечатление, что даже законную зарплату платят из сострадания». Таким печальным опытом поделился один из участников исследования из Саратова.

Формула прибавки

Секрет успеха в деле получения прибавки может зависеть от многих факторов: сферы деятельности, занимаемой должности, изначального оклада, корпоративной политики, настроения начальника или плохой погоды. Впрочем, сами руководители считают, что главный способ найти путь к сердцу начальства — это правильная аргументация своей просьбы. Согласно опросу, в понятие «правильности» входят заслуги и вклад в развитие компании (их назвали 32% респондентов), а также должностные обязанности, зона ответственности и «объёмы работы» (28%). На третьем месте по убедительности респонденты назвали такой повод для прибавки, как «знания, способности, квалификация и опыт». Остальным популярным доводам — инфляции, зарплатам сослуживцев, личным обстоятельствам и угрозе увольнения — придают значение 1-2% руководителей в России.

«Удорожание жизни, инфляция, больная тёща — это всё поводы для разового акта милосердия. А реальная прибавка должна быть основана на реальной отдаче человека тому делу, которому он служит», — отметил руководитель в сфере медицины из Москвы. «Любой руководитель, видя рвение сотрудника, обязательно оценит его старания. Но все просьбы о повышении оклада должны быть подкреплены реальными действиями со стороны сотрудника, а главное, показателями его деятельности», — согласен начальник отдела продаж из Железнодорожного.

   
   

Соответственно, основной ошибкой при просьбе о повышении оклада руководители считают отсутствие убедительной аргументации. Так ответили 34% респондентов. Ещё 16% указали на то, что сотрудники зачастую выдвигают слишком высокие зарплатные требования, не соответствующие их вкладу в работу организации, и столько же участников опроса посетовали на неправильный выбор времени для подобных переговоров.

К сожалению, 7% руководителей раздражает сам факт просьбы о повышении. Ещё 7% не дадут прибавку тем сотрудникам, которые сами не уверены в своих силах — «делают это в пессимистично-жалостливом тоне», не проявляют «твёрдости». А каждый 20-й начальник считает неприемлемой просьбу в ультимативной форме или тем более с шантажом. «В основном эти просьбы выглядят как ультиматумы. Именно поэтому результатом такого обращения является отказ», — комментирует один из респондентов.

Примечательно, что многие сотрудники наоборот считают угрозу уйти в другую компанию одним из самых эффективных методов добиться прибавки. «Увольнением не угрожала, но это подразумевалось», «...Объяснил плюсы и минусы своего увольнения для компании»; «Помогает грамотно созданная иллюзия собственной незаменимости и значимости» — так описывали собственный опыт получения прибавки некоторые из респондентов. Однако нашлись и те, для кого такой ультиматум закончился более печально. «Мне не только не прибавили, но и урезали зарплату вдвое, после чего я ушла с этого места работы», — написала респондентка из Уфы.

Смотрите также: