Деньги с неба. Кто нажился на сильных московских снегопадах?

   
   

На прошлой неделе движение в Москве вновь приостановилось из-за снегопада. И хотя осенью власти рапортовали о том, что все службы готовы к зиме, многокилометровые городские пробки вновь доказали обратное. И всё же не только детвора и любители зимних видов спорта радуются обильным осадкам. Есть в городе люди, чьё благосостояние растёт прямо пропорционально количеству выпавшего снега.

Очередь к канализации

На набережной Яузы издалека виден длиннющий хвост из самосвалов, забитых под завязку грязным снегом. Более трёх десятков машин, чадящих выхлопами и создающих помехи движению, выстроились в очереди к снегоплавильному пункту.

— В среднем на то, чтобы разгрузиться, уходит часа полтора, — рассказывает один из шофёров. — В дни сильного снегопада случается простаивать и все три. Почему не еду в другое место? Так многие снеготаялки в Москве работают только ночью.

— В самые сложные дни у нас скапливается по полсотни и более самосвалов, — рассказал Борис, начальник цеха снеготаялки на Яузе. — Но быстрее, чем сейчас, принимать по техническим причинам не получается. По регламенту мы должны утилизировать только свежевыпавший снег, но в реальности берём весь, что привозят. Для его плавления необходима определённая температура. Если загружать больше, холодная масса просто не успеет растаять. При норме по 3 минуты на машину в сутки мы превращаем в воду 11 тыс. кубов, или содержимое порядка 650 грузовиков, и получаем по 2,62 руб. за один куб.

— В «КАМАЗ» влезает от 15,5 до 17 кубометров снега, — объяснил «АиФ» ещё один водитель самосвала из очереди. — В реальности, особенно во время оттепелей, когда температура «пляшет» около ноля, разница между загруженным и разгруженным кузовом может составить четверть. Но напишут, что я привёз 20 кубов.

Распил и откат?

— Сейчас в городе действуют 146 мобильных и 46 стационарных снеготаялок, — рассказали «АиФ» в пресс-службе Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. — С начала зимы с московских улиц вывезено более 16 млн кубометров снега. В этой работе участвуют компании, выигравшие тендеры, проводимые префектурами. Мы не владеем информацией о финансировании. Часть денег выделяется через департамент по графе «уборка улиц», другая — перечисляется округами.

   
   

Ни один из чиновников так и не смог объяснить, как конкретно подсчитываются количество утилизированного снега и сумма выделенных на это средств. Правда, по некоторым данным, в среднем в год из бюджета «на снег» выделяется до 70 млн долл., но что интересно — цифра мало зависит от количества выпавших осадков!

— На Западе за каждый вид работ в сфере ЖКХ отвечает отдельная фирма, — рассказал Дмитрий П., представитель одной из частных столичных компаний по вывозу мусора и снега. — Если она не справляется со взятыми на себя обязательствами, договор с ней тут же разрывают и передают участок конкурентам. В Москве же префектуры годами заключают контракты с одними и теми же коммерсантами, которые потом, в свою очередь, ищут способы для освоения полученных средств — берут в аренду технику, нанимают гастарбайтеров или вообще передают дела субподрядчикам. И хотя в столице есть несколько сотен бизнесменов, с удовольствием взявшихся бы за такие проекты, они часто вылетают из конкурсной борьбы по формальным причинам, к примеру, из-за некомплекта документов. Могу предположить, что такая ситуация на руку чиновникам. «Снежные» деньги легко «пилятся», а крупные приписки приводят к большим откатам. В отчётной документации значительно завышаются показатели по проделанным работам и зарплатам персонала. Нередко вместо нескольких «мёртвых душ» лопатой машет один унылый таджик. Есть и другие хитрости: после снегопада выпавшую массу трактором собирают на пустыри и к обочинам дорог, а вывозят через несколько суток, благо нормативы это позволяют. За это время сугробы спрессовываются и усыхают, а в бумагах пишут данные согласно информации Гидрометцентра. На снегоплавильном пункте надзор происходит при помощи систем видеонаблюдения. Но, во-первых, камерой замерить объём снежной массы нельзя, а во-вторых, многие компании с привычных «КАМАЗов», под которые и подстроена система, перешли на самосвалы большого размера. Их автоматически посчитать не получается. И, по самым грубым подсчётам, 1 см выпавшего снега Москве обходится минимум вдвое дороже, чем, скажем, Нью-Йорку.

Бюджет вслепую

— Когда я входил в бюджетно-финансовую комиссию Мосгордумы, то удивлялся, почему расчёты из различных департаментов мы получаем в обобщённом виде, — объяснил «АиФ» Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы прошлого созыва. — Разобраться в том, по какой причине прогнозируются те или иные расходы, а также утверждаются какие-либо расценки, совершенно невозможно. В итоге депутаты принимают бюджет практически вслепую. Даже если контрольно-счётные органы докопаются до нарушений, никаких последствий ни для кого не будет.

Поэтому-то при всех этих растаявших миллиардах каждый снегопад в нашем мегаполисе приводит к ужасным дорожным заторам, а коммунальщики только разводят руками.

Смотрите также: