С одной стороны, решение выглядит закономерным — на фоне низких темпов потребительской инфляции, — но, с другой, противоречит недавним заявлениям представителей ЦБ о том, что российские банки ждёт кризис ликвидности...
Как сказано в официальном сообщении ЦБ, «решение принято на основе оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в том числе обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации». Проще говоря, главной причиной сохранения учётной ставки на уровне 8,25% послужила невысокая инфляция и отсутствие каких-либо ярко выраженных тенденций на банковском рынке. Так, если бы инфляцию надо было сбить, ЦБ, скорее всего, поднял бы учётную ставку для увеличения стоимости денег; а если бы регулятор захотел простимулировать банковскую и деловую активность, ставку, наоборот, нужно было уменьшать.
Таким образом, стабильность учётной ставки ЦБ можно рассматривать как признак стабильности российской экономики в общем. Но именно этот факт и вызвал недоумение некоторых экспертов, которые указывают на то, что ещё недавно Центробанк сам же и предупреждал о надвигающихся проблемах с банковской ликвидностью.
— Мы не хотели бы, чтобы произошел кризис ликвидности, поэтому Центробанк принимает меры для расширения возможностей кредитных организаций по получению рефинансирования в ЦБ, — признал накануне директор департамента финансовой стабильности ЦБ Владимир Чистюхин. Очевидно, речь шла о нескольких аукционах прямых репо, посредством которых регулятор только на прошлой неделе предложил коммерческим банкам кредиты на общую сумму в 1,2 трлн руб. В целом же по состоянию на 24 октября государство «одолжило» банкам 1 трлн 50 млрд.
Стоит отметить, что о готовности влить в банковский сектор дополнительную ликвидность ещё в начале осени заявлял Алексей Кудрин, на тот момент занимавший пост министра финансов. Уже тогда аналитики заговорили о второй волне банковского кризиса, к которой, судя по всему, готовился Минфин. А недавно эти опасения подтвердило международное рейтинговое агентство Moody’s, согласно прогнозу которого российские банки неминуемо столкнутся с дефицитом ликвидности, к чему, в свою очередь, приведут состояние глобальной экономики и волатильность международных финансовых рынков.
— Нынешние события на отечественном банковском рынке — это во многом шлейф того, что было в
По словам Столбова, действия ЦБ по размещению допликвидности также не стоит рассматривать, как экстренные меры или признак кризиса. Немалую роль в ситуации на банковском рынке играет сезонный фактор, влияние которого заметно ослабнет уже к концу ноября.
— Так сложилось, что в определенные периоды времени компании реального и финансового сектора должны одновременно выплачивать большие суммы в бюджет, я имею в виду налоги. Конец октября — это как раз тот период, когда компании осуществляют одномоментные выплаты по нескольким видам налогов, поскольку это квартальный период зачисления и внесения в бюджет. Естественно, компаниям требуются дополнительные средства, и они занимают их у банков, а банки, в свою очередь, сами начинают искать деньги и для себя, и для своих клиентов, — поясняет Столбов. — Кроме того, банки еще и операторы на рынке ценных бумаг, и они играют на бирже. Если они видят, что существует объективная тенденция к ослаблению рубля, они будут играть на этом, а для этого им опять же нужны рублевые средства. Поэтому ситуация с ликвидностью, с одной стороны, имеет сезонную составляющую, а с другой, подчиняется тем экономическим закономерностям, которые актуальны для всего мира.
Поэтому о возобновлении банковского кризиса говорить рано, считает аналитик; тем более что правительство, судя по всему, вынесло из событий 2008-2009-го гг. полезный урок и заранее приняло меры предосторожности.
— Сейчас устойчивость российского банковского сектора на порядок выше, чем это было перед кризисом
Источник: Росбанк.
Смотрите также:
- Центробанк ожидает снижения притока капитала в Россию →
- Российской экономике мировой кризис не угрожает →
- Российская экономика устоит в мировом кризисе →