Кто остановит конфликт в ведущем профсоюзе страны?

   
   

По мнению профсоюзных лидеров, позиция руководителя профорганизации газовиков Владимира Бабкина в вопросе отчислений взносов территориальным организациям от первичных организаций, входящих в МПО ОАО «Газпром», приведет не только к развалу Нефтегазстройпрофсоюза, но и профсоюзного движения в целом.

Суть конфликта в том, что с 1 января этого года руководители профорганизаций, входящих в МПО ОАО «Газпром», дали указание прекратить отчисления в бюджеты территориальных организаций, пока те не подпишут с ними их вариант Типового Соглашения. И если раньше отчисления проходили как определенный процент от собранных профвзносов, то теперь МПО «Газпром» предлагает заключать по сути договора на оказание услуг территориальной организацией своей же первичке. А пока нет такого договора  с указанием перечня работ – платить не будет.  Учитывая, что в некоторых регионах доля членов профсоюза, входящих в структуры ОАО «Газпром», достаточно велика, прекращение отчислений уже поставило на грань развала территориальные профорганизации в этих регионах.  В СМИ были опубликованы открытые письма в адрес Председателя НГСП РФ Льва Миронова, заявления, интервью и комментарии от председателей профорганизаций  из Санкт-Петербурга, Ставрополя, Астрахани, Краснодара,  Республики Коми и других регионов. И все они солидарны в том, что действия руководителя МПО «Газпром» Владимира Бабкина приведут к развалу профсоюза. Отличаются они лишь риторикой – от жесткой до очень жесткой…

МПО «Газпром» отреагировало на подобную активность организацией круглого стола в Санкт-Петербурге в конце марта, куда пригласили и председателя местной  профорганизации Виктора Вереитинова. Ведь именно его первичка первой опубликовала открытое письмо в газете «Труд»,  после которого конфликтная ситуация стала публичной и получила широкую огласку в СМИ. 

- На этом собрании председатель МПО «Газпром» Владимир Бабкин еще раз подтвердил свою позицию – или подписывайте наш вариант договора, или сидите без денег, - так подытожил результаты проведенного круглого стола Виктор Вереитинов. – И неважно, что это идет в нарушение как уставных норм, так и рекомендаций  Председателя НГСП РФ. Которым, кстати, следуют все остальные МПО – Лукойл, Роснефть, Новатек, Татнефть  и другие.  Нужно добавить, что на круглом столе присутствовала Секретарь ФНПР в Северо-Западном округе Мария Гринник, которая не поддержала позицию руководства МПО «Газпром», усмотрев в ней нарушение идеи солидарности.

Прокомментировать ситуацию мы пригласили председателя Волгоградской территориальной организации Нефтегазстройпрофсоюза РФ Николая Скоморохова.

«АиФ»: - Николай Федорович. Ваши первые комментарии…

Н.С.: - Мария Гринник увидела нарушение идеи солидарности… Действительно, о какой солидарности можно говорить, когда Газпром предлагает заключить коммерческий договор на оказание услуг одной профорганизацией другой.  Профсоюз – это некоммерческая организация, и по Уставу мы не можем заниматься коммерческой деятельностью. Платить одной профорганизации другой профорганизации за услуги – это нонсенс.  А то, что навязывание Газпромом своего варианта Типового соглашения проходит в ультимативном порядке, в нарушение уставных норм – это действительно так. Об этом подробно рассказал на примере своего региона мой коллега Николай Яковлев, председатель Коми Республиканской организации Нефтегазстройпрофсоюза в недавно опубликованном  интервью в Нефтегаз.ру.  У нас ситуация аналогичная.

«АиФ»: - Неужели позиция руководства МПО «Газпром» так нелогична? Они ведь как- то обосновывают свои действия и предложения?

Н.С.: - Меня сначала эта позиция удивляла, но сейчас уже дело принимает настолько серьезный оборот, что подрываются устои самой идеи профсоюзного движения. Не Владимир Павлович придумал и организовал профсоюзы – это крупнейшее социальное образование международного масштаба с историей в сотни лет. И сейчас предлагается все перечеркнуть и перевести на коммерческие рельсы. 

Основным аргументом, который он приводит, является неэффективная работа территориальных организаций. Якобы от них нет никакой пользы, давайте платить им только за выполненные работы. На примере нашей территориальной организации – только за прошлый год к нам поступило более 1000 обращений от рядовых членов наших первичек по вопросам права, охраны труда и т.д.  Мы все их обработали, не разделяя, к кому относится эта первичка – к МПО «Газпром» или нет.  Это короткий пример на тему нашей «бесполезности» и «невостребованности».  Я уже не говорю о том, что все расходы контролируются и утверждаются специальными комиссиями профсоюза.  Аналогичная ситуация и в других регионах – территориальная  организация работает со всеми членами профсоюза на своей территории, не деля их по признаку – этот наш, а этот из структуры, входящей в МПО. Она представляет интересы всех членов профсоюза в органах власти. А теперь получается, что мы членов профсоюза, входящих в МПО «Газпром» не должны принимать и защищать на своем уровне, пока не будет с нашей стороны заключен договор на оказание услуг с описанием стоимости наших услуг и их характера. Пока договор не подписан – они не с нами, а когда подписали – мы едины и солидарны…  на время действия договора. Я не представляю, как ответить рядовому члену профсоюза – извини, мы тебе ничем не поможем, пока председатель твоей первички не согласует с нами размер нашего вознаграждения. Мы – не коммерческая организация, и все наши усилия направлены на помощь и защиту всех наших работников в той мере, насколько максимально мы можем помочь, без деления на первых и последних. И то, насколько эффективно мы работаем, определяет не Газпром и его первичка, а конференция территориальной организации профсоюза.

«АиФ»: - И все же, есть какие- то другие доводы в пользу предлагаемого МПО «Газпром» Типового Соглашения?

Н.С.: - Вы сами видите, сколько доводов «против» приводятся и не только мной. А почему руководство МПО «Газпром» открыто и публично не обоснует свою позицию?  Прошел круглый стол – и что? Опять тот же рычаг – не примете, не будем платить. Наверное, нет других доводов. В конце концов, если вас не устраивают правила и уставные нормы Нефтегазстройпрофсоюза, то выходите из него. Объявите об этом прямо и открыто.  Нам будет тяжело, но мы сохраним внутри единство. Нет – этого не делается, идет постепенное удушение территориальных организаций, их обескровливание. Наверное, чтобы потом еще раз указать на то, что они вообще не нужны. У нас на учете в области состоит порядка 37.000 членов профсоюза. Из них 9.000 входят в профорганизации ОАО «Газпром». А вот на Ставрополье ситуация хуже – они в большей степени зависят от МПО «Газпром». Они также перестали получать отчисления и находятся на грани выживания. Кому это на руку и зачем?

«АиФ»: - МПО ОАО «Газпром» не единственная межрегиональная профорганизация, входящая в состав НГСП РФ. Как строятся отношения с другими МПО?

Н.С.: - В том-то и дело, что все остальные МПО придерживаются общих установленных правил и предписаний. У нас замечательные отношения и эффективное взаимодействие с профорганизациями Сибура и Лукойла. С последними мы регулярно проводим совместные мероприятия и на очень высоком уровне. Зайдите на наш сайт – сразу станет все очевидно.

«АиФ»: - Получается тупиковая ситуация. Какой выход из нее вы считаете наиболее оптимальным и вероятным?

Н.С.: - Очень хорошо, что на прошедшем круглом столе присутствовал представитель ФНПР, и хорошо, что там есть адекватная оценка действий руководства МПО «Газпром». К сожалению, конфликт не удастся разрешить на уровне Нефтегазстройпрофсоюза – это стало очевидно. Я считаю, что должна вмешаться Федерация Независимых Профсоюзов России. У этой организации и ее председателя Михаила Шмакова большой авторитет, и я надеюсь, они смогут остановить  деятельность профлидеров МПО «Газпрома», которая разрушает наш профсоюз. Пользуясь случаем, хочу через эту публикацию обратиться к руководству нашего профсоюза, к руководству ФНПР, ко всем членам Нефтегазстройпрофсоюза и других профсоюзов. Не оставайтесь в стороне. То, что сейчас происходит у нас, – это прямая угроза всему профсоюзному движению. Нельзя допустить, чтобы нас поставили на колени те, у кого есть деньги. Я привык отстаивать наши права перед работодателем и мне очень неприятно, что сейчас для нас большую опасность представляет не кто-то извне, а наши же коллеги-профсоюзники.

Смотрите также: