Что стало с московским самостроем после сноса домов в «Речнике»?

   
   

Скандал оказался таким громким, а правозащитники столь упорными, что властям не удалось тихо снести «приговорённые» дома: начались долгие судебные разбирательства. К большому неудовольствию чиновников, вcплыли адреса и других посёлков - явно незаконных, зато элитных. Что же стало с московским самостроем?

Нарушители? Жертвы!

- Прошёл год, и только сейчас после изнурительной борьбы с чиновниками из десятка инстанций, которые, как могли, затягивали рассмотрение дел и жалоб, видна финишная прямая - окончательная легализация жилых домов на территории товарищества, - рассказал «АиФ» Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека. - Но до сих пор люди живут без электричества и централизованного водопровода. Как говорится, не смогли выселить, так хотя бы создадим невыносимые для существования условия. Но, по крайней мере, некоторые отстояли свои дома.

Примыкавшее к посёлку товарищество «Огородник» снесли за пару лет до скандала за рекордные 3 (!) дня.

Сейчас народ в «Речнике» зимует, греясь от мини-генераторов, а воду привозит на тачках в огромных баклажках. Зато их соседи с другого берега Москвы-реки живут в тепле, и судебные приставы их не одолевают.

Когда весной общественность потребовала у властей объяснений, как на месте запланированных спортивных сооружений для всех появился элитный «Остров фантазий» для избранных, экс-мэр столицы Юрий Лужков заявил, что жилищный комплекс должен исчезнуть из Татаровской поймы как незаконно возведённый. А потом... обитателей коттеджей оставили в покое под предлогом, что они являются не застройщиками-мошенниками, а обманутыми покупателями недвижимости. Наверно, свою роль сыграло и то, что там живут не Петровы-Сидоровы, а министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова, бывший сенатор Умар Джабраилов, бизнесмен Искандер Махмудов. То есть люди, которых без последствий на мороз не выбросишь.

«Засвеченные» виллы

А вот владельцев 25 особняков на Карамышевской набережной, похоже, не спасут статусы и связи. Мария Кудрявцева, официальный представитель столичного управления федеральной службы судебных приставов, сообщила, что собственников неоднократно уведомляли о возбуждении дел по сносу самовольно возведённых домов (цена каждого не меньше 10 млн долл.) и теперь, когда ни один из них не уничтожил свой особняк добровольно, их будут сносить по решению суда.

- Хорошо, что разбирательство с Карамышевской набережной не затихло, как это случилось с «Островом фантазий», - говорит Сергей Удальцов, лидер общественной организации «Московский совет». - Правда, непонятно, зачем сносить эти отличные дома. Логичнее да и выгоднее было бы передать их городу под социальные объекты.

Например, поселить там на условиях соцнайма многодетные семьи, отдать здания под семейные приюты. Да мало ли как можно с толком их использовать! Главное, чтобы власти были последовательны и занимались всем самостроем, а не только тем, что «засветился» в СМИ. В Москве и Подмосковье полно посёлков, землю под которые отвели с нарушениями.

   
   

Суд - дело долгое

В Северо-Западном округе столицы есть своя «Карамышевская набережная», а именно коттеджи на особо охраняемой природной территории «Серебряный Бор». Пять зданий, которые сначала принадлежали спортклубу, а потом были перепроданы, уже снесли. А вот хозяева остальных строений (ОАО «Мосдачтрест») активно сопротивляются. Умелые действия адвокатов со стороны «захватчиков» и их довольно странные доводы (мол, собственники давно готовы легализовать эту недвижимость) оттягивают момент полного уничтожения домов уже который месяц.

Что касается посёлка художников «Сокол», там также вовсю идут судебные тяжбы. По настоянию бывшего префекта САО Олега Митволя посёлок проверяли в прошлом году на предмет строительства там новых домов, которые ну никак не должны были появиться на территории памятника архитектуры советских времён. Предлагая прокуратуре заняться художниками, экс-префект приводил довод, что 50 из 100 жилых домов там являются самым настоящим новоделом недавнего времени, а вовсе не дачными домиками почти вековой давности. Это и является предметом сегодняшних разбирательств.

А вот свежевозведённую элитку премиум-класса на участке размером в гектар по ул. Косыгина, похоже, никто сносить не собирается. Ну да, отняли кусочек лакомой земли у заказника «Воробьёвы горы», так ведь пообещали компенсацию в виде другого гектара. И такого возмущения, как с «Островом фантазий», со стороны общественности не предвидится. Это же не целый коттеджный посёлок за глухими воротами, а маленький домик на 76 квартир (среди которых есть и 8-комнатные) с подземным паркингом на 162 машино-места.

Самое грустное, что объединяет все истории по сносу самостроя, как мнимого, так и настоящего, - полная непредсказуемость итогового судебного решения. Ведь самый первый из череды подобных конфликтов - в Южном

Бутове, разгоревшийся ещё в 2004 г., тлеет до сих пор. Но об этом читайте в следующих номерах «АиФ».

Смотрите также: