Плен вместо пустыни: сирийские боевики приняли автостопщика из РФ за шпиона

Москва, 12 октября – АиФ-Москва. В субботу представители российского посольства в Сирии получили просьбу о помощи. Поступила она от друзей российского блогера, фотографа и путешественника Константина Журавлева.

   
   

Друзья, в числе которых был еще один известный путешественник – житель Томска Евгений Ковалевский, рассказали, что Журавлев недавно отправился в очередное самостоятельное путешествие по Ближнему Востоку и Африке. Его маршрут пролегал в том числе и через Сирию, где уже несколько лет идет вооруженное противостояние боевиков-джихадистов и сил, подконтрольных Башару Асаду.

По плану, к 12 октября Журавлев должен был добраться до пустыни Сахара. Но вместо этого – Константин пропал. Связь с ним прервалась 30 сентября; в это время, по данным знакомых, россиянин находился в районе города Алеппо.

«Есть информация, что он в плену, и сирийские боевики что-то хотят от него, – сообщил Ковалевский. – Журавлев был в Африке в рамках одного из зарубежных проектов по путешествиям».

«Пример вопиющей безответственности»

Параллельно в социальных сетях появились сообщения, подписанные представителями сирийской исламистской группировки «Лива-ат-Таухид». Боевики сообщали, что их «подразделение безопасности» захватило «русского шпиона», который якобы занимался собиранием данных о повстанцах для того, чтобы позднее передать их спецслужбам России и Сирии.

В доказательство задержания россиянина члены «Лива-ат-Таухид» опубликовали копию его загранпаспорта. Документ, – подтвердили друзья блогера, – действительно принадлежит Константину Журавлеву.

Также исламисты пообещали вскоре выложить в Сеть «записи допросов, которые начнутся в ближайшее время».

   
   

Российские дипломаты, узнав о произошедшем, начали собственное расследование исчезновения Константина. Тем не менее, первые комментарии, данные представителями дипмиссии журналистам, содержали прежде всего эмоциональную оценку поступка блогера, который, по мнению сотрудников посольства, поступил предельно безответственно, выбрав из всех возможных стран для своего путешествия именно воюющую Сирию.

«Мы недоумеваем, почему человек, зная о военных действиях в Сирии, едет туда самовольно автостопом. На что рассчитывал он? На что рассчитывают люди, которые поступают, как он?» – заявил вице-консул посольства РФ в Дамаске Василий Картузов.

Сотрудники посольства добавили, что пока не имеют информации о месте нахождения Журавлева. Тем не менее, к поискам россиянина уже привлечены соответствующие службы.

Удалось получить и комментарии от источников в сирийской службе безопасности. Ее представители отметили, что разумеется, Журавлев ни за кем не «шпионил», как утверждают его похитители, и не собирал никаких секретных данных. Он вряд ли мог делать это уже потому, что не знает арабского языка.

Однако положение Константина может усугубить тот факт, что он, как выяснилось, проник на сирийскую территорию из Турции, не имея визы и официальных оснований на пересечение границы, чем нарушил сирийское законодательство.

«Что должно случиться, то и произойдет»

АиФ.ru уже писал о Константине Журавлеве и его путешествиях весной этого года. Правда, тогда повод был куда более радостным: блогер-автостопщик только что завершил большой вояж, начатый еще в 2010 году. В ходе него он за 777 дней объехал 37 стран.

Сейчас Константину 31 год, и последние пять лет он постоянно путешествует автостопом по миру, публикуя рассказы и подробнейшие, качественные фотоотчеты на своем личном сайте. Проект, в рамках которого он оказался в Сирии, называется «Наедине с пустыней»: в рамках него Журавлев собирался в восточную часть Сахары. 

В своем интервью Константин признался, что больше всего любит путешествовать по Латинской Америке, Азии и Африке. Это регионы, где, по его словам, легче всего встретить жизнь в ее самобытном, первозданном виде, не унифицированную и не подогнанную под общие стандарты цивилизацией.

«Когда приехал в Африку, то увидел шикарную самобытную жизнь. Очень интересную, яркую, не опасную, – рассказал Журавлев. – Безусловно, африканские страны – одни из беднейших, но люди там живут на каком-то внутреннем позитиве. Меланхолия им не знакома. Оказавшись там, я задумался, а существует ли статистика по местным суицидам? Думаю, нет. Тот образ жизни, который там ведут люди, не склонен к подобному».

Тогда Константин поделился с журналистами наблюдением, что чем беднее страна, в которую ты приезжаешь, тем более добрыми, открытыми и отзывчивыми зачастую оказываются ее жители.

Разумеется, – отметил путешественник, – он владеет далеко не всеми языками: лишь немного английским и испанским, да еще языком жестов. Тем не менее, в ходе своих поездок он успел многократно убедиться, что это не преграда для общения. «Оказываясь в новой стране, в миграционном офисе в первую очередь узнаю, как будет на местом языке «здравствуйте» и «спасибо». Это важно», – рассказал Журавлев.

Что же касается опасностей, которые могут подстерегать в поездках, то к ним, по признанию Константина, он относится философски, и не боится ничего еще с первой поездки.

«Часто можно встретить людей верующих, но которые при этом чего-то боятся, – рассказал он. – Они верят, но не доверяют. Мне же кажется, нужно доверять жизни. Когда чувствуешь, что тебя что-то ведет, то начинаешь иначе ко всему относиться. Ты понимаешь: что должно случиться – то и произойдет».