Наказать нельзя поощрить. Психолог назвала 8 основных правил воспитания

Родительство — одна из самых сложных ролей для взрослого человека. Существует немало книг и рекомендаций о том, как воспитывать детей, тем не менее в этой сфере больше вопросов и неопределенности, чем ответов. Это связано с тем, что каждый автор дает свою методику, которая может противоречить другим рекомендациям.

Aif.ru побеседовал с детским психологом, гештальт-терапевтом Марией Сосниной, чтобы разобраться в том, как правильно поощрять ребенка за его достижения и наказывать за проступки.     
   

Поощрение и наказание — это часть воспитательной стратегии. От того, как родители сбалансируют эту систему, зависит каким будет стиль воспитания в конкретной семье. Например, при авторитарном стиле воспитания наказание используется, как основной инструмент. По своей сути, оно более жестокое, чем проступок ребенка. При попустительском стиле воспитания, наоборот, родители чаще поощряют своего ребенка, наказания в таком случае практически отсутствуют. Если родителям удается выстроить адекватную сбалансированную систему поощрений и наказаний, то ребенок благоприятно усваивает правила жизни с другими людьми в своей семье и социализируется в обществе. Для этого необходимо, чтобы родители соблюдали определенные правила.

Основные правила системы наказания и поощрения

Знакомство с правилами. Прежде, чем начинать наказывать или поощрять ребенка, родители должны познакомить его с правилами, которые приняты в семье и что будет, если он их нарушит. Если ребенок маленький, то взрослые сами придумывают соразмерное поощрение и наказание. Например, для детей с трех с половиной лет наказанием может быть лишение игрушки, сладкого, чтения сказок или просмотра мультфильма. Если ребенок старше шести лет, то он может самостоятельно назначить себе наказание и выбрать поощрение. Родители также могут предложить свой вариант. Это может быть запрет встречи с друзьями на определенный срок. После того, как правила определены, взрослые совместно с детьми могут сделать плакат, который будет висеть на виду и напоминать ребенку о заключенной договоренности.

Понятная система. Для того, чтобы ребенку было понятно, как он может что-либо заработать либо чего-то лишиться, можно использовать бонусную систему с жетончиками. Например, если ребенок делает что-то хорошее, то ему дают один жетон, если делает что-то плохое — у него забирают один жетон. В конце недели или в конце месяца полученные жетоны подсчитываются, и ребенок получает оговоренный бонус. Чем старше ребенок, тем дольше может быть срок и дороже бонус. Например, маленький ребенок получает в конце недели шоколадку, а подросток в конце четверти или полугодия планшет.

Не стоит допускать историю, когда ребенок не успел получить свой бонус, как его сразу же наказывают и лишают полученного. У него должно быть право распоряжаться и насладиться заработанным. Чтобы такого не произошло, важно изначально прописать все условия в правилах. Например, за пятерки девочке покупают куклу, но как только она получает тройку, то взрослые забирают ее на целую неделю. 

Правило соразмерности. Наказание и поощрение должны быть соразмерны сделанному действию. Если у ребенка сразу два достижения, то необходимо поощрить за каждое из них. Чтобы это не стало накладно для родителей, бонус можно суммировать и сделать чуть большим, чем если бы достижение было одно. То же самое и с наказанием. Если проступка два, то наказание все равно одно, но оно чуть больше, чем если бы проступок был один. Например, ребенок получил двойку и нагрубил учительнице. Его лишают мультфильмов на день, хотя обычное наказание только на вечер. Не стоит забывать о том, что у любого наказания должен быть конец. Если ребенок не понимает на какое время его чего-то лишили, то это может превратиться в травматичный опыт. Важно, чтобы взрослые выполняли свое обещание и возвращали ребенку то, чего он был лишен, как только срок закончится.

Помимо соразмерности наказания и поощрения, адекватными должны быть и ожидания от ребенка. Важно учитывать его возраст, силы, способности, психическое состояние. Если ребенок в принципе не способен учиться на одни пятерки, то не стоит ставить такую планку. 

   
   

Альтернатива. В бонусной системе помимо правил и ограничений, должны быть предложены альтернативы. Если взрослые что-то запрещают, то они должны предоставить ребенку другие варианты действий. Например, нельзя ходить босиком по холодному полу, но можно в носочках или в тапочках. Нельзя забирать игрушку у младшей сестры, но можно попросить, предложив ей что-то взамен. 

Сначала предупреждение, потом наказание. Помимо прописанных правил, взрослые должны понимать: чем меньше ребенок, тем быстрее он забудет о договоре и правилах. Если проступок совершен, то сначала необходимо напомнить ему о правилах и предупредить о предстоящем наказании, и только при повторном нарушении ввести санкции.

Правило разделения поступка от личности ребенка. Поощрение — наказание за поступок и похвала — критика за какие-то качества ребенка — это разные системы. Первое помогает социализироваться и научиться жить в обществе. Указывая ребенку на его поступки, взрослые формируют у него знания о нем и о его действиях. Второе наращивает или убивает самооценку. Взрослым важно помнить о том, что наказывать и поощрять необходимо поведение, а не саму личность ребенка. Также нельзя в виде наказания использовать нелюбовь и игнорирование. Если родители наказывают своего маленького ребенка нелюбовью, говоря ему: «Уйди от меня, ты — плохой мальчик», — то он делает неправильный вывод: «Меня не любят, потому что я — плохой». Ребенок должен понять, что речь идет о каком-то действии и прийти к выводу: «Я хороший, но этот поступок не соответствует правилам поведения в обществе. Мена наказывают за мой поступок». Для этого взрослые должны разделить его личность от его поступка в своем послании: «Мы с тобой договаривались о том, что ты будешь убирать игрушки перед сном. Ты не убрал. Если ты не делаешь этого, то ты не смотришь вечером мультфильм».

Стабильность и понятность. Для того, чтобы система поощрения и наказания работала, родители должны сами соблюдать прописанные договоренности изо дня в день. Довольно часто что-то не работает не потому, что ребенок не соблюдает правила, а потому что взрослым жалко свое чадо и они не хотят причинять ему страдания. В таком случае самим взрослым важно обратиться к психологу либо заняться саморефлексией и разобраться с тем, почему они не выдерживают процесс наказания. 

Помимо этого, родители довольно часто грешат тем, что в виде поощрения выбирают то, что хотят сами, но не могут себе позволить. Например, женщина хотела новый планшет и купила его, как бонус за отличную учебу сыну. Видя, как он неаккуратно обращается с планшетом, женщина начинает чувствовать свою неценность и наказывать за это ребенка: «Я столько для тебя сделала, а ты не ценишь этого. За это я тебя лишу заработанного тобой бонуса». Такое поведение взрослых также требует анализа и саморефлексии, потому что ребенок должен иметь полное право распоряжаться заработанным им бонусом.

Правило трех «П»

Иногда у ребенка получается следовать договору только наполовину. Например, он половину игрушек собрал, а половину оставил валяться на полу. В таком случае наказание лучше заменить на позитивную критику. Это познакомит ребенка с разными проявлениями себя, как с положительными, так и с отрицательными. Он узнает, что он может в чем-то ошибиться, но любую ошибку можно исправить. Для воспитательного разговора можно использовать правило трех «П».

Поощрение. Сначала взрослый говорит о том, что у ребенка получилось, описывая конкретные действия: «Смотри, ты собрал половину игрушек в корзинку. Ты — молодец».

Порицание. Взрослый говорит о том, где ребенок ошибся или не доделал: «Но оставшиеся игрушки так и продолжают валяться по всей комнате, а мы договаривались, что ты будешь убирать все игрушки».

Поддерживающее поощрение. Взрослый делает акцент на том, что ошибка, на которую он указал во второй части не тотальна и ее можно легко исправить: «Давай ты сейчас соберешь оставшиеся игрушки и в следующий раз будешь смотреть, чтобы ни одна игрушка не осталась на ночь на полу». 

Таким образом не только соблюдается баланс, но и ребенок узнает про то, в чем он успешен, а что ему еще необходимо подтянуть. 

Со скольки лет можно вводить систему наказания и поощрения?

Систему наказания и поощрения можно вводить с двух-трехлетнего возраста, потому что дети начинают понимать, что такое бонусы и лишения. При этом важно помнить о том, что маленькие дети плохо выдерживают психическое напряжение. В детских садах довольно часто детей наказывают тем, что ограничивают их движение на столько минут, сколько ребенку лет. Своего рода «наказательный стульчик». Например, если пятилетнему ребенку несколько раз сказали, что нельзя драться, а он продолжает, то его садят на стул на пять минут. Это своего рода наказание и для взрослых, потому что им нужно выдержать и проследить, чтобы ребенок не убежал раньше положенного времени. 

Не сделает ли такая система моего ребенка продажным? 

Этим вопросом задаются многие родители. Если посмотреть на мир в целом, то по большей части он устроен по принципу «Ты — мне, я — тебе». Если родители зажимают гайки, делают все исподтишка, заранее не оговаривая все условия и правила, то ребенок может стать заложником такой системы. Общение перейдет в функциональное, где ребенок будет вынужден искать способ, как угодить родителям и «заработать» хорошее отношение к себе или внимание. Эта ситуация усугубится, если между взрослыми и детьми нет близкого общения, не связанного с выполнением различных обязанностей. С другой стороны, если взрослые полностью отказываются от каких бы то ни было рамок, то это приводит к вседозволенности и попустительскому отношению со стороны ребенка. Например, родители даже договорились о том, что ребенок должен убирать за собой одежду, но каждый раз мама охает и делает это за него. Ребенок привыкает к тому, что его ни за что не наказывают, а правила — это пустой звон. Так родители теряют свой авторитет, свою власть и контроль над ситуацией, сталкиваясь со своим бессилием, когда они уже не могут управлять своим ребенком. От этого страдают не только родители, но и сам ребенок, когда сталкивается с реалиями взрослого мира вне своей семьи. 

Если грамотно подойти к бонусной системе поощрения и наказания, то ребенок не только научится понимать этот мир и принципы эффективного взаимодействия с другими людьми, но и научится ценить как свой, так и чужой труд.