Врач должен любить пациента. Известный кардиолог раскрыла тайны профессии

Джалиль Губайдуллин / АиФ

Cудя по опросам ВЦИОМ и высоким проходным баллам в медицинских вузах, популярность профессии врача в обществе выросла.

 Aif.ru решил поговорить об этой важной профессии и медицине вообще с известным врачом, заведующей отделением кардиологии Российского геронтологического научно-клинического центра ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, врачом-кардиологом, научным сотрудником лаборатории общей гериатрии и нейрогериатрии, кандидатом медицинских наук Анной Щедриной.    
   

О будущем медицины

Елена Нечаенко, aif.ru: — Анна Юрьевна, что вас сейчас больше всего радует в отечественной медицине? И какой вы видите медицину будущего?

Анна Щедрина: — Радует широкое внедрение по всей стране высокотехнологичной медицинской помощи, растущий профессионализм врачей и рост их благосостояния. А что касается будущего кардиологии, то, учитывая широкое распространение сердечно-сосудистых заболеваний, полагаю, что огромное значение необходимо придавать профилактике. Высокие технологии, миниинвазивные кардиохирургические операции и мультидисциплинарный подход — это, на мой взгляд, и есть будущее кардиологии.

— Для вас медицина — это наука или искусство?

— Безусловно, в наш век доказательной медицины основа — это наука, и, конечно, практика. Но это и искусство. Врачей, на мой взгляд, можно сравнить с художниками-импрессионистами, которые выделяли главное, то, что в данный конкретный момент выходило на первый план, и при этом уходили от четких контуров. Так и врач вынужден иногда взять на себя ответственность, отойти от четкого следования деталям рекомендаций, если этого требует конкретная ситуация. Руки хирурга можно сравнить с руками художника, и порой необходимость быстрого поиска решения (даже иногда в обход традиций) ради выхода из сложной ситуации и спасения чьей-то жизни — требуют от врача больших творческих способностей.

— Сегодня во многих медицинских отраслях применяется мультидисциплинарный подход? Чем выгодна командная работа в кардиологии?

— На мой взгляд, как в медицине, так и в кардиологии невозможна изолированная работа, и чем сильнее команда и больше взаимодействие между врачами, тем более многосторонним, качественным, а главное, правильным будет подход к ведению пациента. Для меня, как для руководителя рабочей группы 4 отделений, создание команды — это основная цель. Я стараюсь ее реализовать с помощью общих планерок, обходов, консилиумов, при ежедневном тесном взаимодействии врачей и среднего медицинского персонала отделений кардиологии, нарушений ритма сердца, кардиохирургии и анестезиологии, и реанимации.

   
   

Работа с людьми

— Сложно ли находить контакт с современными пациентами, «образованными» благодаря Интернету?

—  Согласно этике и деонтологии, есть разные подходы по взаимодействию с пациентом. И уже доказано, что коллегиальная модель позволяет добиться наилучших результатов лечения, в этом случае осведомленность пациента может быть только на пользу. В случае, если информация пациента неверна и он ошибается, врач должен суметь убедить его, предоставив необходимые факты.

— С профессиональным выгоранием сталкивались? Каков ваш рецепт восстановления? Как вы отдыхаете и снимаете напряжение после работы?

— Рецепт от выгорания один — это выздоравливающие пациенты. А в редкие и очень ценные часы отдыха от работы я с огромным удовольствием провожу время с детьми. Театры, кино, прогулки, совместное приготовление еды и занятия спортом. Мое хобби — чтение классической литературы, любимый автор — Ф. М. Достоевский. Также очень люблю оперу.

— Как давно вы работаете в медицине? И как выбрали эту профессию?

— В медицине я с 14 лет. В моей семье много врачей по женской линии. А вообще, медицина — это моя детская мечта. И даже игры у меня чаще всего были связаны с лечением любимых игрушек.

— Расскажите о своих первых шагах в профессии.

— Сначала было обучение и первый опыт в одном из ведущих кардиологических центров страны. Помню свое восхищение врачами, которые всегда проявляли интерес к применявшимся высоким технологиям, следовали самым последним рекомендациям и медицинским разработкам и в то же время не забывали про индивидуальный подход к каждому пациенту, вкладывая в каждого больного кусочек своей души. Именно этот опыт привил мне жесткую дисциплину и стремление к строгому порядку на всю жизнь.

Спасение отца

— А почему вы решили стать кардиологом? Чем вас «зацепила» именно эта медицинская специальность?

— Я выбрала кардиологию, потому что на сегодняшний день сердечно-сосудистые заболевания — самая распространенная и одна из наиболее острых проблем в медицине. Кардиология часто связана с неотложными, ургентными состояниями. Просто хотелось быть нужной.

— Можете ли вы выделить одно главное событие в вашей профессиональной жизни?

— Да, могу. Будучи еще в ординатуре, я спасла своего отца от инфаркта миокарда. А еще мне очень запомнились случаи успешного лечения молодых юношей и девушек (19-25 лет) с перенесенным миокардитом и кардиомиопатией. Каждый такой случай — это большая победа, ведь прогноз у таких больных часто неблагоприятный, и единственный выход — это трансплантация сердца…

— Оправдались ли ваши ожидания от профессии?

— Полностью! Более того, реальность их даже превзошла. Моя работа — это одновременно и мое хобби. А это большое везение и счастье.

— Что нужно, чтобы стать хорошим врачом?

— Нужно постоянно учиться, читать, перенимать опыт. Важно думать, сомневаться. Но именно в кардиологии (как и в реанимации), где часто случаются экстренные ситуации, также необходимо уметь быстро принимать решения и действовать. Но все-таки главное для врача — любить людей, искренне им сопереживать. Всегда надо следовать принципу «лечить не болезнь, а больного». И я очень стараюсь привить эту позицию молодым врачам, ординаторам.

Главными качествами характера у врача я считаю порядочность, человечность, доброту, бескорыстие, умение коммуницировать, успокаивать, убеждать, самоотверженность и бесконечный интерес к обучению и развитию.

Один день кардиолога

— Как складывается ваш обычный день?

— Мой рабочий день начинается с 08:00 утра, с утренней планерки. Происходит обсуждение состояния больных с кардиологами, аритмологами, кардиохирургами, кардиореаниматологами, строятся планы по дальнейшей тактике, формируется операционный график. Такой изначально мультидисциплинарный подход к ведению пациентов позволяет с первых дней пребывания больного в стационаре выработать наиболее оптимальную тактику его ведения.

Дальше — обходы, осмотры, консультации в неограниченном режиме. Параллельно в ежедневном режиме происходит изучение медицинской литературы: результатов новых исследований или рекомендаций.

Вечером я пишу лекции, образовательные модули. Глубоким вечером отвечаю на звонки друзей и знакомых с просьбами помочь в обследовании и лечении близких людей. В выходные — тоже работа на телефоне, решение неотложных вопросов, связанных с функционированием отделения. И совсем немного времени на семью. Ведь профессия врач — это не просто работа и призвание, а образ жизни…

— Случалось ли вам когда-нибудь делать такие открытия, чтобы хотелось крикнуть «Ура! Эврика!»?

— Да. Как известно, на сегодняшний день практически нет верифицированных маркеров крови, по которым можно было бы судить о текущем воспалительном процессе в миокарде. В результате моей научной работы, путем многолетнего анализа результатов биопсии миокарда и более 50 иммунологических маркеров крови, нашей группе удалось найти такой маркер.

Учителя и ученики

— Кого вы считаете своим учителем?

— Своим учителем я считаю заведующую отделением, в котором я начинала свой путь. Она привила мне любовь к труду, дисциплине и порядку, показала, каким должен быть врач высокого класса. А также я училась у своих научных руководителей, которые открыли мне, насколько глубока и интересна эта область. Я очень благодарна директору нашего центра, которая поверила в меня и дала мне возможность реализовывать свои знания и умения, которая всегда своим личным примером демонстрирует, каким должен быть профессионал высокого уровня, как нужно неутомимо развиваться, двигаться вперед и вести за собой.

— Приходится ли общаться с молодыми врачами, передавать опыт? Что бы вы могли посоветовать начинающим врачам?

— Я с удовольствием общаюсь с молодыми ординаторами в процессе обходов и организации клинических разборов. В молодом враче, помимо таланта, который виден сразу, наиболее ценными качествами мне представляются внимательность, самоотверженность и желание учиться. Ведь жизнь и наука не стоят на месте. Без ежедневного неустанного самообразования мы неумолимо движемся назад. Чтобы стать хорошим врачом, прежде всего надо быть хорошим человеком, любить людей и сопереживать им. И, конечно, надо быть любознательным и готовым учиться всю свою жизнь.

— У вас есть опыт стажировок за границей? Можете сравнить российскую и зарубежную практику в своей специальности?

— Был опыт стажировки в Израиле. Я посещала конгрессы по сердечной недостаточности и гериатрии в Греции и Германии. На мой взгляд, нужно знать все, что происходит в мировой науке, узнавать данные новых исследований и знакомиться с научными достижениями, чтобы использовать все это для развития и внедрения отечественных разработок.

— Ну, и традиционный вопрос. Каковы ваши дальнейшие планы в профессии и жизни?

— В жизни сейчас для меня важно, чтобы сын поступил в институт (у него ответственный период) и чтобы дочке было комфортно в новой школе, в которую она успешно поступила, сдав экзамены. В работе же мне сейчас важно развить в нашем центре большую кардиохирургию и защитить докторскую диссертацию.