Переселение бомжей. ЗА и ПРОТИВ

   
   

За

Наталья, 32 года, операционист:

– Неподалеку от моего дома бомжи облюбовали себе местечко. А свободное время они проводят в основном на детской площадке. Теперь там сплошная помойка – повсюду пустые бутылки, какие-то объедки. Чтобы было где сидеть, они натащили с помойки каких-то старых дырявых стульев. В общем, теперь на площадку просто страшно зайти с ребенком. А прошлым летом я вообще чуть не умерла от отвращения. Прямо посередине песочницы какая-то бродяжка мыла себе голову. А ведь там гуляют дети! При этом жильцы нашего дома пытались выгнать непрошеных гостей с детской площадки. Но нам это не удалось. Мы даже несколько раз вызывали милицию. После этого бомжи пропадали на несколько дней, а потом появлялись снова. Поэтому я только за то, чтобы всех бездомных выселили куда-нибудь за сто первый километр. Если они не хотят уходить сами, пусть власти их выгонят. А то получается, что бродяг они защищают, а на детей, которые могут заразиться лишаем и коростой, им наплевать.

Ольга, 40 лет, продавец:

– Конечно, бомжам не место в большом городе. И дело даже не в том, что на этих людей неприятно смотреть. Рядом с ними просто опасно находиться. Практически все они больны, причем многие из них заразны. Я, например, не хочу каждый раз, спускаясь в метро, думать, кто сидел на этом сиденье до меня, и бояться подцепить чесотку. Да что там чесотка! А туберкулез? Мне кажется, что количество заболевших этой страшной болезнью год от года растет во многом из-за того, что в городах полно бродяг. А власти никак не пытаются исправить ситуацию. Напротив, они даже привлекают бомжей: например, в Москве постоянно проводят какие-то акции из серии «Поможем бездомным». Бомжей кормят, собирают для них какие-то вещи и даже делают им подарки к праздникам (перед Новым годом по телевидению прошел сюжет о том, как милиционеры выдавали бродягам подарочные продуктовые наборы). Я не понимаю, зачем это нужно? А если создавать бездомным такие комфортные условия, их количество год от года будет только увеличиваться, ведь помимо своих бомжей нам придется иметь дело с приезжими из дружественных республик. Но больше всего в этой ситуации меня возмущает то, что власти помогают бездомным, которые оказались на улице из-за пьянства, безалаберности, наркомании, но при этом не хотят помочь тем же пенсионерам, которые живут за чертой бедности. Их положение ничуть не лучше, чем у бомжей, – им тоже приходится собирать бутылки и рыться на помойках в поисках старой обуви и одежды. Разница лишь в том, что одним удалось сохранить жилье, а другим нет. Но вторые потеряли свои квартиры исключительно по своей вине.

Алексей, 50 лет, фотограф:

– Эти люди просто опасны! Они никогда не бывают трезвыми, поэтому неизвестно, чего ожидать от них в следующую минуту. Обычно бомжи довольно пугливы, и взрослому мужчине их, конечно, опасаться нечего. Но у меня дочь-подросток, и мне бы не хотелось, чтобы она ходила мимо подвала, в котором поселились бомжи. Но это – не единственная опасность, которую представляют бездомные. Зимой им, конечно же, холодно, и они пытаются как-то согреться. Начинают жечь костры, находят какие-то примусы. В нашем доме уже один раз был пожар из-за того, что бомжи в подвале сложили какую-то печку и грелись в холода. Пожар потушили, но после этого у нас два дня не было света и воды, а лифт не работал две недели. А ведь все могло бы закончиться еще хуже! Поэтому, конечно, бомжей нужно куда-то выселять. Пусть создадут для них какие-нибудь специальные дома, заставят их работать. Пусть приносят пользу, вместо того чтобы загаживать подъезды и подвалы. Конечно, такое переселение стоит денег. Но мне кажется, что эти затраты гораздо меньше тех денег, которые тратятся на ремонт домов после пожаров или на лечение тех, кто заразился от бродяг.

   
   

Против

Михаил, 49 лет, токарь:

– Выселить бродяг из города – это, может быть, и хорошо. Но тут же возникает вопрос: а куда их выселять? Люди не могут жить в чистом поле. Если вы отвезете бездомных за черту города, значит, какой-то другой населенный пункт превратится в бомжатник. И по какому принципу выбирать тех, кто отныне будет жить по соседству с бомжами? Почему жители мегаполисов должны решать свои проблемы за счет тех, кто живет по соседству? И почему небольшие отдаленные поселки нужно превращать в своеобразную помойку, куда свозят тех, кто «не пригодился» в городе? Опять же, в большом городе бездом­ный может как-то выжить. На свалке он найдет себе одежду и еду, поселится в подвале и не слишком будет досаждать окружающим. А если вы отвезете его куда-нибудь в деревню? Рыть землянку в лесу бродяга не будет. Искать еду негде. Деревенские жители выбрасывают отходы в компостные кучи. И что остается делать такому переселенцу поневоле? Только воровать! Так зачем же делать из бомжа вора или грабителя? На мой взгляд, бездомные – это меньшее зло.

Марина, 55 лет, пенсионерка:

– Мне кажется, переселение бомжей – это бессмысленная трата денег. Ну построят где-нибудь для них общежитие. Выловят бродяг на улице и отвезут в это место. И что? Уже через пару-тройку недель немного отъевшиеся и отогревшиеся бомжи потянутся обратно, на свои родные чердаки. Ведь все они уже давно привыкли к такой жизни и ничего другого не хотят. Даже если человек по какой-то причине оказался на улице, у него всегда есть шанс как-то отстоять свои права, найти работу и начать жизнь заново. Но ведь к тому моменту, когда бомжи теряют свои квартиры, они уже успевают превратиться в полностью опустившихся существ, которым не нужно ничего, кроме выпивки. Их полностью устраивает такая жизнь, и сколько ни пытайся им помочь, ничего из этого не получится. Ведь человек должен хотеть принять эту помощь, а бродяги хотят только одного – чтобы их никто не трогал и не мешал им спиваться.

Олег, 34 года, финансовый аналитик:

– Принудительное выселение бродяг, на мой взляд, сильно попахивает фашизмом. Создавать гетто для тех, чей вид оскорбляет тонкие чувства окружающих, – это просто аморально. Сначала мы сделаем резервации для бомжей, потом выселим из города инвалидов (наверняка кому-то не нравится смотреть на калеку), а потом дойдем до того, что в городе останутся только те, кто подходит под какие-то определенные стандарты. Опять же, в том, что эти люди оказались на улице, есть и наша вина. Очень мало людей становятся бродягами по зову сердца. Большинство из них – жертвы обмана или тяжелых обстоятельств. Конечно, эти люди далеки от идеала, очень многие из них попались на удочку мошенников и лишились квартир из-за пьянства или наркотиков. Но ведь тот же алкоголизм – это болезнь, а больных нужно лечить, а не наказывать. Конечно, проще выселить этих людей куда-нибудь в глухую деревню, чтобы горожане не страдали от их неприглядного вида и неприятного запаха. Но ведь это не решает проблемы. Мне кажется, гораздо разумнее помочь этим людям снова стать полноценными членами общества. Вместо того чтобы тратить деньги на выселение, может быть, лучше потратить их на реабилитацию этих людей? Ведь далеко не все из них полностью опустились. Многие хотят выбраться из сложившейся ситуации, им просто нужно немного помочь. Столицу просто заполонили мигранты. Они работают там, куда не хотят устраиваться москвичи. Может быть, нужно эту работу предложить бездомным? Тогда у них появится шанс на новую жизнь.

В одном из следующих номеров «АиФ. Здоровье» мы поговорим о принудительном лечении алкоголизма. Ваши высказывания присылайте нам по адресу: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 42, «АиФ. Здоровье», с пометкой «Дискуссионный клуб», или по электронной почте med@aif.ru