От витаминов «А» и «Е» развивается рак лёгких

   
   

Много — это сколько?

Первый звонок прозвучал в 1995 году, когда у 25 тыс. финских курильщиков изучали действие бета-каротина (провитамин А). Среди тех, кто им «защищался», рак лёгких развивался на 18% чаще, а общая смертность была выше на 8%. Через год преподнесло сюрприз исследование 18 тысяч американцев, куривших или работавших на вредном производстве с асбестом: бета-каротин и витамин А повышали у них риск рака лёгких на 28%, а число смертей — на 17%. Эти факты выяснились на четвёртом году исследования, и его срочно прекратили во избежание дальнейших человеческих потерь.

Витаминных энтузиастов это не остановило, и в 1998 году ВОЗ и Международное агентство по исследованию рака выступили совместно против применения препаратов с бета-каротином для профилактики рака. При этом они подчеркнули, что овощи и фрукты, содержащие бета-каротин, являются эффективным средством против него.

Вскоре в «дурную компанию» попал и витамин Е. В нескольких исследованиях обнаружилось, что холестерин он не снижал, сосуды и сердце не защищал, а развитию рака не препятствовал. В 2004 году пришли к заключению, что опасным витамин Е становился, когда его принимали больше 150 мг в день. это «лошадиная» доза, которая в 10 раз превосходит рекомендуемую суточную норму. Но в большинстве исследований фигурировали дозы от 400 до 2000 мг — ведь именно столько рекомендовали для защиты от рака и болезней сердца. Смертность среди участников исследований, принимавших 400 мг, была в два с лишним раза выше, чем у тех, кто довольствовался обычным количеством витамина Е. А в 2005 году выяснилось, что у сердечников, защищавшихся такой же дозой витамина Е, на 13% чаще развивалась сердечная недостаточность.

Среди находок, связанных с витамином Е уже в этом году, не только рак лёгкого, но и туберкулёз. Он чаще развивался у курильщиков. Курение, судя по большинству исследований, образует гремучую смесь с витаминами.

 

   
   

Одинаковые, но… разные

Почему же витамины в препаратах ведут себя так, а в овощах и фруктах — иначе? Есть несколько теорий, объясняющих этот парадокс. И витамин Е в этом отношении очень показателен. В дарах природы он представлен в виде 8 веществ, очень близких по составу. В синтетических препаратах он тоже присутствует в виде 8 веществ, но только одно из них — альфа-токоферол, точно такое же, как и в природе. Прочие 7 веществ — «мёртвая» химия, которую можно синтезировать только в пробирке (это прекрасно иллюстрирует, как отличаются природные и искусственные молекулы). И каждую из этих 7 синтетических молекул неплохо было бы проверить на безопасность, как это делают с лекарствами. Но для витаминов такие исследования не проводят.

Что общего между живым и «мёртвым» витамином Е (ИНФОГРАФИКА)

Ещё версия. В больших дозах синтетические витамины могут превращаться в свою противоположность: обычно витамин Е работает как антиоксидант, нейтрализуя вредные свободные радикалы, а в больших дозах, наоборот, способствует их образованию.

 

Комментарий эксперта

Владимир Спиричев, профессор, руководитель лаборатории витаминов и минеральных веществ НИИ питания РАМН:

— Практически во всех исследованиях, в которых выявлены негативные эффекты витаминов, их принимали в очень больших дозах. Например, в последнем исследовании, когда обнаружили повышенный риск рака лёгких у курильщиков, доза витамина Е была 400 мг, а его суточная потребность всего 10-15 мг. В финском исследовании в 1995 году доза бета-каротина была тоже высокой. И тогда некоторые учёные даже прогнозировали его негативное действие. Теория о применении больших доз витаминов для профилактики рака, похоже, не подтверждается. Я боюсь, что из-за этих результатов мы можем выплеснуть с водой и ребёнка. А ведь эти исследования не вредят репутации поливитаминов, используемых для устранения дефицита витаминов в организме при приёме их в нормальных, физиологических количествах. И в отечественных препаратах они в таких дозах обычно и содержатся. Именно такое их применение мы пропагандируем. Наши исследования показывают, что организм берёт витаминов столько, сколько ему нужно, — всё лишнее выводится с мочой. Исключение составляют жирорастворимые витамины А, Е, D и бета-каротин, они могут накапливаться. Сейчас в России очень остро стоит проблема недостатка витаминов группы В (В1, В2 и В6) и фолиевой кислоты. В первую очередь это связано с низким потреблением мяса и зелени. С витамином Е ситуация неплохая, за исключением людей, работающих на вредных загазованных или химических предприятиях. Нет этого витамина и у недоношенных детей, но материнское молоко содержит витамин Е и устраняет дефицит.

«АиФ» рекомендует:

Больше всего витамина Е в нерафинированном растительном масле. Две столовые ложки практически любого масла содержат дневную норму в 10 мг. Столько же витамина в 2 столовых ложках семечек подсолнечника, в горсти орехов — миндальных, лесных, в арахисе. Много витамина Е в продуктах из злаков, овощах и фруктах. В одном кусочке хлеба 3-6% дневной нормы. Столько же его в чашке шпината, в апельсине, банане и киви. От 5 до 15% потребности в витамине Е содержится в одной порции каши или макарон, в говяжьей печени, в блюдах из бобовых и зелёного горошка

Смотрите также: