«Как курица лапой». Кому из школьников угрожают дислексия и дисграфия

© / Deyan Georgiev / Shutterstock.com

Когда первоклассник пишет как курица лапой, это многими родителями воспринимается спокойно. Ведь он ещё только учится! Когда кроха неуверенно складывает буквы в слоги, родители не паникуют. Однако, если такая ситуация продолжается и во 2-м, и в 3-м классе, и даже в средней школе, тут уже начинаются проблемы. Специалисты же списывают проблемы с написанием и перепутыванием букв на достаточно распространённые сегодня неврологические состояния, называя их «дислексия» и «дисграфия». Что скрывается под такими понятиями и как помочь ребёнку — в материале АиФ.ru.

   
   

«Не умею читать и писать»

Дисграфия — от греческого «сложность с письмом», представляет собой состояние, когда ребёнок никак не может овладеть навыком грамотного письма. Причём отмечается такая проблема у детей с нормальным интеллектом. Выражается она так: любой диктант, любая письменная работа, даже если подразумевается только списывание из учебника, будут содержать в себе большое количество ошибок грамматического характера, также здесь будут перепутанные буквы, например, вместо прописной «д» ребёнок напишет «у». Почерк, естественно, в такой ситуации также будет далёк от идеального — нередко даже учителя и вовсе не могут разобрать, что именно написано. Также такой ребёнок не видит полей в тетради, может «съезжать» со строчки, не ставить знаки препинания.

Проблемы с письмом нарастают, ребенок старается делать предложения короче, но это, как правило, мало помогает — ошибки все равно остаются. И такая патология становится причиной снижения самооценки, отказа от личностного роста и даже тяжелых депрессивных состояний.

Под термином «дислексия» (от греч. сложность со словом) скрывается нарушение чтения. Его проявления не отличаются завидным постоянством, отмечаются избирательно и встречаются нередко на фоне успешного освоения других школьных дисциплин. Распознать дислексию можно по пропуску букв, начальных слогов, замене мест букв в тексте, прибавке лишних звуков и невысокой скорости чтения. По статистике, такая проблема отмечается у 8% школьников, причем мальчики страдают от нее чаще девочек.

В этом случае ребенок не может четко воспринимать ряд звуков на слух, а потом применять их в своей речи — ни на письме, ни при чтении.

Как отмечают специалисты, у детей с такими нарушениями нередко проявляются проблемы с ориентацией в пространстве, отмечается неспособность выдерживать временные промежутки и организовывать режим дня. Для них характерны снижение работоспособности, повышенная слабость, нарушение памяти и трудности в общении. У дислексиков, кроме того, нередко наблюдаются проблемы с мозговым кровообращением.

   
   

Говорите четче!

Как отмечают врачи, вероятность развития дисграфии и дислексии чаще всего закладывается еще внутриутробно, а также в родах и первые месяцы жизни ребенка. Причинами проблемы могут выступать патологическое течение беременности, наличие родовых травм, менингиты и энцефалиты, инфекции и состояния, приводящие к истощению нервной системы малыша.

С точки зрения социальных факторов на развитие речи и письма малыша влияют нечеткая речь окружающих, нехватка речевых контактов с родителями, невнимание со стороны взрослого к словам ребенка, начало обучения грамоте малыша при отсутствии у него должного уровня психологической готовности к этому.

Учеба в форме игры

Поможет справиться с проблемой такой специалист, как логопед. Также дополнительно следует пройти обследование у психолога. Это позволит достаточно эффективно и быстро скорректировать результат и исправить положение. Методики, которые позволяют справиться с ситуацией, сегодня есть, и работают они достаточно успешно. Причем чем раньше будет начато лечение, тем быстрее проявится результат.

А лучше всего заранее побеспокоиться о профилактике. Специалисты уверены — начинать стоит еще с периода беременности. Простые рекомендации — больше прогулок на свежем воздухе, полноценный сон, выстроенный режим питания помогут не допустить развития гипоксии плода, которая становится причиной поражения мозга ребенка.

Также следует уделить вопросу развития ребенка внимание в период от рождения до года. Ведь именно в это время у малыша закладывается весь фундамент на будущее. Мозг малыша в это время развивается буквально семимильными шагами. И от того, как родители работали над его развитием, зависит — вырастет ли малыш любознательным или станет вялым и апатичным.

Также стоит проводить ребенку несколько курсов массажа — это позволит активизировать деятельность мозга и центральной системы, благотворно сказавшись на состоянии всего организма в целом. Полезна с профилактическими целями и пальчиковая гимнастика — причем выполнять ее можно не только с маленьким ребенком, но и с младшим школьником. Это позволит освободить и разжать мышцы.

Когда ребенок начинает разговаривать, следует тренировать этот его навык постоянно, параллельно используя логические упражнения. Единственное — все стоит делать в форме игры, чтобы не отбить у малыша желание заниматься дальше.

Если же в школе проявились проблемы с чтением и письмом, надо сразу же обращаться к специалисту, а не ждать, пока ситуация затянется и ухудшится.