Это не могло случиться просто так. Значит за ними стоит что-то реальное. Что? Мужчины стараются на этот вопрос не отвечать и вообще предпочитают не заморачиваться по поводу этих обидных слов – такая психологическая защита.
Но этот анализ за них уже сделала одна женщина – американка, профессор, директор Центра репродуктивной эпидемиологии Рочестерского университета Шанна Сван (Shanna Swan), по-нашему – Лебедева. На днях она опубликовала в «Международном журнале по андрологии» (International Journal of Andrology) результаты большого исследования, в котором убедительно доказала, что мужчины постепенно становятся женственными. И это не их вина, а беда.
Мужчина – страдательный залог
Г-жа Сван давно и серьезно занимается влиянием на сильный пол веществ, используемых в производстве пластмасс, — фталатов (ими так замусорена наша среда обитания, что мы сталкиваемся с ними постоянно, но об этом чуть позже). Она знает много мужских тайн, и конечно, ей хорошо известно, почему сильный пол становится все слабее и слабее. Для нее не составляют секрета особые знаки, оставленные фталатами на мужском теле и говорящи о наличии у них специфических проблем (о них не принято говорить вслух). А теперь она впервые доказала, что фталаты оставляют еще и особые «знаки ума» — влияя на мышление и поведение мужчин.
Ждать этого открытия пришлось более 10 лет. В 1998 году под руководством проф. Сван началась масштабная научная работа, которую пафосно назвали «Исследованием для будущих семей» (Study for Future Families). Тогда медики начали наблюдение за беременными женщинами, а после родов продолжили контакт с ними, следя за развитием детей.
У будущих матерей определяли содержание в организме фталатов. А потом, когда дети родились и подросли до 4-7 лет, они сопоставили стиль их поведения с концентрацией этих химикатов в организме матери. В результате выяснились интересные закономерности между поведением мальчиков и двумя видами фталатов, специалисты обозначают их как DEHP и DBP. Если у матери их было много, то ребята отличались девчачьим нравом. Они не дрались, не играли в машинки, войну и прочие мужские игры, предпочитая спокойное и неконфликтное времяпровождение, и часто даже не брезговали куклами. Очень важно, что поведение девочек никак не было связано с концентрацией этих веществ в организме матери.
Сделай себя сам
Спрашивается, какая связь между фталатами у мамы и женственным поведением ее мальчика? Самая прямая. С 8-й по 24-ю неделю беременности у плода активно развиваются мужские половые органы и мозг. И все эти процессы происходят под влиянием мужского полового гормона — тестостерона. Самое поразительное в том, что будущий мальчик, начиная с 7-8 недели беременности, делает себя сам: он начинает сам синтезировать тестостерон, благодаря которому и становится мужчиной со всеми первичными и вторичными половыми признаками. Представляете, малюсенький «мужичок с ноготок» (размер плода на этом сроке примерно такой) противостоит всему миру в борьбе за свою идентичность. В это время на него действует масса веществ, препятствующих нормальной выработке тестостерона. К сожалению, современный мир просто напичкан подобной дрянью, враждебной для будущего мужчины. Медики называют эти химикаты эндокринными дисрупторами – они мешают нормальной работе гормонов и прежде всего направлены против тестостерона. Практически все они по действию похожим на эстрогены (женские половые гормоны). Как назло, фталаты относятся именно к таким веществам.
Нормальные женские половые гормоны, вырабатываемые в организме беременной, нужны для формирования будущих девочек. Обратите внимание: им, в отличие от мальчиков, свои гормоны не нужны – для них все делает мама. Под влиянием материнских эстрогенов у них формируется женский мозг, обладающий женским умом и даже «женской логикой». Это кажется удивительным, но наши стиль мышления и поведение являются, по сути, такими же вторичными половыми признаками, как женская и мужская грудь, широкие плечи и фигура в виде гитары, борода и усы или их отсутствие.
Теперь представьте, что мужской плод развивается при избытке эстрогенов. Своего собственного тестостерона не хватает на войну с ними — фтолаты пробивают мужскую оборону и влияют на формирование гениталий и мозга, направляя их развитие по женскому типу. Что получается в результате? «Выше пояса» — женский мозг, а «ниже» — явные и не очень заметные пороки развития; а потом в подростковом возрасте сперматозоиды могут оказаться дефектными, не исключен и рак яичка. Все это специалисты называют «фталатовым синдромом».
И химик создал «женщину»
Как стал возможен такой гормональный апокалипсис? Все началось в 50-е годы на Западе, а в 60-е – и у нас. Тогда в споре «физиков» и «лириков» победили химики. Тихим сапом, не расщепляя атом, не покоряя ни Енисей, ни Миссисипи, они так запустили руки свои во все сферы нашей жизни, что мир подсел на химию. Все – сельское хозяйство, производство, стройматериалы, быт, одежда, еда, — пропиталось химикатами. Жить без них стало невозможно. Пестициды глушили сорники, радуя нас урожаями. Пластмассовые водопроводы оказались прочнее железных труб. Упаковки и посуда из пластика изменили нашу кухню, заменив стекло, керамику и фарфор – мы все чаще не только едим из пластика, но в нем и готовим. Фталаты сделали косметику более комфортной.
По какой-то злой иронии судьбы, эти нововведения оказались удивительно женственными – почти все химикаты, используемые в них, являются эндокринными дисрупторами, удивительно похожими на женские половые гормоны (см. список). Но только этой химической атакой дело не закончилось, мы еще подверглись нападению фитоэстрогенов – натуральных растительных веществ, подобных женским половым гормонам. Самые активные из них содержатся в сое. Еще недавно эта малосъедобная пищевая культура использовалась у нас редко, теперь, ее добавляют практически во все продукты.
Химические эстрогены тоже пришли в нашу жизнь позднее, чем в западное общество. В эпоху дефицита колбасу, масло и прочие продукты мы заворачивали в бумагу, а все жидкое продавалось в стеклянных бутылках. В железных трубах текла ржавая вода. Дисрупторы пришли к нам в 90-е годы вместе с потребительским бумом – с пластиковой тарой, упаковкой, посудой, с синтетическими стройматериалами. И это значит, что у нас еще все впереди – на химических эстрогенах вырастает только первое поколение. Ученым хорошо известен «датский эффект». В благополучной Дании ситуация с мужчинами самая женственная в Европе – там больше всего встречается рак яичек и другие проявления, типичные для «фталатного синдрома». Самыми мужественными там являются мигранты… но вот их дети, родившиеся уже в датском королевстве, становятся подобны местным жителям.
Социальное эхо гормональных бурь
Конечно, женщинам не всегда нравятся женственные мужчины. Но у них есть преимущества, с ними спокойнее – они обычно не грубы и не агрессивны. Тестостерон – гормон агрессии и драйва. Это такой двигатель, который заводит мужчин, иногда заводит во все тяжкие, а иногда делает их энергичными, деловыми, целеустремленными, пассионарными. Благодаря ему они многого добиваются в жизни – становятся генералами, спортсменами, бизнесменами, руководителями… а также бунтарями, революционерами, нонконформистами. Одним словом, тестостероновая популяция непредсказуема и трудно управляема. Куда проще с эстрогеновыми мужчинами – это идеальный электорат.
Основные вещества с эстрогеноподобным действием
Фталаты. Используются в производстве пластмасс, придают им пластичность, гибкость, блеск. Содержатся в строительных материалах, мебели, бытовых устройствах, одежде, косметике, игрушках, средствах ухода за обувью и одеждой, смазывающих веществах.
Парабен. Консервант, широко используемый в косметике и средствах по уходу за телом. Проникает в организм через кожу.
Триклозан. Противобактериальное и противогрибковое вещество, которое используется в асептических мылах и зубной пасте.
Бисфенол А. Используется в строительных материалах из поликарбоната, в некоторых пластиковых бутылках, посуде. Покрывает изнутри многие герметичные упаковки с жидкими и твердыми продуктами.
Диоксины. Побочные продукты производства пестицидов и гербицидов, нефтепереработки. Образуются при сжигании мусора. Содержатся в синтетических трансформаторных маслах. Не разрушаются, загрязняют среду и попадают в воду и продукты.
4-MBC и 3-BC. Так называемые ультрафиолетовые фильтры, которые используются в солнцезащитных средствах.
ДДТ. Инсектицид, используемый в сельском хозяйстве.
Линурон и диурон. Сельскохозяйственные гербициды для угнетения роста сорняков.
Винклозин, процимидон, ипродин, прохлораз, фенаримол. Противогрибковые вещества, используемые для обработки овощей, фруктов и прочих сельхозкультур.
Пиретроидные пестициды. Используются в сельском хозяйстве для защиты растений.
Смотрите также:
- Способность стать отцом. Мужское бесплодие корнями уходит к периоду зачатия →
- Активная интимная жизнь после 60 - как сохранить интерес друг к другу? →
- Мужские гормональные контрацептивы уже существуют →