Изнесение животворящего Креста Господня: история и традиции праздника

Категория:  Христианство

Празднование было установлено в Константинополе в IX веке, где существовал обычай выносить часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Ежегодно Крест износили в храм святой Софии, где освящали воду. Все, кто прикладывался к Кресту, исцелялись от недугов. В наши дни верующие в этот день совершают поклонение Кресту и освящают в церкви воду.     
   

Изнесение животворящего Креста Господня: история и традиции праздника 

14 августа Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. 

14 августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. По преданию, праздник пришёл к нам из Константинополя, где ежегодно в храме Софии частью Креста освящали воду для отвращения болезней. 

По церковному Уставу Изнесение честных древ животворящего Креста Господня имеет один день предпразднства*.

Русское название праздника «происхождение» (Ἡ Πρόοδος τοῦ Τιμίου Σταυροῦ) — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название добавлено слово «изнесение» (церковно-славянск.), что означает «вынос». 

История возникновения праздника 

Согласно преданию, праздник был установлен в Константинополе в IX веке. Ежегодно 1 августа по старому стилю (14 августа по новому) часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, приносили из церкви, которая находилась во дворце византийских императоров, в храм святой Софии, где совершали освящение воды. Все, кто прикладывались к нему, исцелялись. 

На Руси праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века. В XVII столетии Происхождение (изнесение) Креста Господня праздновали, как и Богоявление. За день до него государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке, устраивали Иордань, после освящения воды Патриарх и Царь погружались в воду, устраивались крестные ходы и водосвятия в водоёмах.

   
   

Омовение начиналось с погружения Животворящего Креста в воду. После прочтения молитв Государь с боярами опускался в Иордань, а после омовения Царь прикладывался к кресту и принимал патриаршее благословение. После этого духовенство освящённой водою кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. 

После водоосвящения устраивались народные гулянья. В Москве — около Симонова монастыря, в Туле — на Поповом болоте, за городом, в Новгороде — на островке около крепостных водяных ворот. Праздновали Изнесение Креста Господня не только в городах, но и в сёлах, где также совершалось торжественное вынесение креста, крестный ход к водоёмам, происходили молебны и освящение воды. 

В народе говорили: «на Спаса в Ердани купаться — незамоленные грехи простятся». Люди этот день также купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли её в реку, чтобы защитить от болезней животных.

Как проходит церковная служба в этот день? 

В этот день в центр храма во время утренней службы выносится Крест, до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Освящение воды в этот день совершается до или после литургии. В этот день освящают не только воду, но и мёд. К церковному смыслу праздника освящение мёда никакого отношения не имеет, это лишь многовековые народные традиции, которые благословила Церковь.

14 августа объединяет три церковных праздника — Происхождения честных древ животворящего Креста Господня, Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, а также в этот же день начинается Успенский пост, названный так в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), которым пост завершается. 

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в церквях отмечается в честь победы князя Андрея Боголюбского в походе против волжских булгар**. В 1164 году князь взял с собой в поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены «Спас Нерукотворный» на одной стороне и «Поклонению Кресту» — на другой. (В настоящее время обе иконы находятся в Государственной Третьяовской галерее.)

*Предпразднство — день (несколько дней) перед большим праздником, в богослужения которого входят молитвы и песнопения, посвящённые наступающему празднуемому событию. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники.

**Волжские булгары — одно из болгарских племён, населявшее с IV века степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа. В 1164 году князь Андрей Боголюбский провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов.