Шедевры классической хореографии. В Москве стартуют Летние Балетные Сезоны

1 июля на сцене столичного Российского академического молодежного театра уже в двадцать третий раз открываются Летние балетные сезоны — парад классической хореографии в исполнении пяти танцевальных трупп России. Отличная возможность увидеть величайшие шедевры мирового балета в режиме нон-стоп. За два месяца будут представлены семнадцать хитов — от чистой классики Чайковского до авангарда Прокофьева, от романтичного Адана до страстного Минкуса. В общей сложности дадут 75 спектаклей. Знатоки могут сравнить разные редакции и прочтения знаменитых балетов, широкая публика — насладится фуэте и прыжками танцовщиков, игрой живого оркестра, роскошными декорациями и богатыми костюмами. Цены на билеты — от 1000 рублей. Ниже — путеводитель по самым интересным событиям фестиваля.

   
   

«Война и мир»

Спектакль будет показан Марийским государственным академическим театром оперы и балета им. Э. Сапаева 1 июля.

Впервые в истории Летних балетных сезонов этот парад классической хореографии откроется не «Лебединым озером» Петра Ильича Чайковского, а премьерой грандиозного спектакля-эпопеи, настоящим сценическим блокбастером, созданным по мотивам хрестоматийного романа Льва Толстого. Наполеон, зачарованный беспощадной и блистательной богиней войны, и мудрый Кутузов, для которого жизнь каждого солдата бесценна. Благородный князь Андрей и ищущий правду Пьер Безухов. Пылкая Наташа и закованная в лед Элен. Авторы спектакля приглашают зрителя перелистать страницы знаменитой книги, пройти вслед за ее героями дорогой великой истории с ее любовью и разочарованием, триумфами и поражениями, увидеть небо Аустерлица, пороховую взвесь над Бородинским полем и исполненный надежды первый бал Наташи Ростовой.

Музыка Вячеслава Овчинникова, хореография Андрея Петрова в редакции художественного руководителя театра Константина Иванова, величественные декорации Григория Белова, изысканные костюмы Ольги Полянской и Елены Долгалевой-Несвицкой и, конечно же, мастерство марийской труппы станут пропуском в мир подлинного искусства — вдохновляющего и неподвластного времени.

Фото: Российский академический Молодежный театр

«Бахчисарайский фонтан»

Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева покажет постановку 2 июля, Русский классический театр балета — 15 июля.

В основу балета Бориса Асафьева легла полная трагической, безответной любви одноименная поэма Александра Сергеевича Пушкина, которую совсем еще юный поэт написал, побывав в Крыму и увидев Фонтан слез в ханском дворце Бахчисарая. Впервые история этого любовного треугольника, где Зарема любит Гирея, Гирей — Марию, а Мария не любит никого и мечтает лишь о смерти, была поставлена Ростиславом Захаровым в бывшей Мариинке в 1934 году и стала первым балетно-драматическим спектаклем советской эпохи.

Версия Русского классического театра балета больше приближена к первоисточнику, тогда как в постановке худрука Марийского театра Константина Иванова черты хореодрамы, когда драматическая игра господствует над танцем, сведены к минимуму. На сцене властвует классическая хореография. «Бахчисарайский фонтан» марийской труппы — это гран балет с по-восточному ослепительными декорациями, костюмами и великолепными дуэтами.

   
   
Фото: Российский академический Молодежный театр

«Лебединое озеро»

Знаменитый балет представят: Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева — 3 и 6 июля, Русский классический театр балета — 9, 13, 20 и 28 июля, 4 и 13 августа, Национальный классический балет — 10, 24 и 28 августа, Московский государственный академический театр им. Н. Сац — 19 августа.

Чарующая музыка Чайковского сопровождает старинную немецкую легенду о прекрасной принцессе, обращенной злым волшебником в белоснежного лебедя. Удивительно, но после премьеры, которая состоялась в 1877 году на сцене Большого театра, мнения критиков о сочинении Чайковского разделились — одни оценили, а другие не приняли. Да и сам композитор в одном из писем называл свою музыку «чистой дрянью». К счастью, сегодня «Лебединое озеро» заслуженно считается одним из ярчайших явлений в музыкальной культуре, мировым символом русского балета. Шедевр, созданный великим композитором в конце XIX века, в веке ХХI продолжает триумфальное шествие по всему миру, как и прежде, покоряя всех своей лирической красотой, торжеством идей добра и гуманизма.

На XXIII Летних балетных сезонах балет представят сразу 4 коллектива — уникальная возможность сравнить разные редакции и прочтения знаменитого балета. Например, в Марийском театре оперы и балета сохранили классический танцевальный рисунок, а в

работе над сценографией решили поэкспериментировать. В итоге художник-постановщик Борис Голодницкий придал всем декорациям форму крыльев, что вместе с прыжками и фуэте исполнителей делает постановку по-настоящему полетной.

«Чиполлино»

Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева представит балет 6 и 7 июля.

В подарок юным столичным балетоманам Марийский академический театр оперы и балета привозит сказку Джанни Родари о борьбе мальчика-луковки и его друзей с безжалостным тираном принцем-лимоном. Балет на музыку Карена Хачатуряна поставил заслуженный артист России Генрих Майоров.

Характерные танцы, лирические дуэты, акробатические трюки, а также фантазийные декорации и костюмы переносят зрителей в шумные итальянские предместья, где царствуют дружба и истинная любовь к справедливости.

«Спящая красавица»

Балет представят сразу несколько театров: Русский классический театр балета — 10, 16, 20 и 25 июля, 4 августа, Национальный классический балет — 2, 8, 10 и 16 августа, Московский государственный академический театр им. Н. Сац — 22 августа.

«Вот, что бывает, когда забываешь дальних родственников» — под таким девизом будет показана старинная французская сказка, переложенная на язык музыки и танца Петром Ильичом Чайковским и Мариусом Петипа. Кстати, именно Петипа настоял, что роль злой колдуньи Карабос должны исполнять исключительно мужчины.

Балет-феерия, балет-праздник, позволяющий не следить за знакомым с детством сюжетом, а наслаждаться живой музыкой и сценографией, будто срисованной из яркой книжки с картинками. Чтобы понять, чьи декорации и костюмы ярче, а танцовщики воздушнее, стоит сходить на постановки всех трех коллективов.

Фото: Российский академический Молодежный театр

«Коппелия»

Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва покажет этот спектакль 31 июля в 19:00.

Если «Жизель» Адольфа Адана по праву считается главной трагедией мировой балетной сцены, то «Коппелия» Лео Делиба — ее величайшая комедия. В век искусственного интеллекта история молодого человека, влюбленного в механическую куклу, актуальна как никогда. Спектакль, впервые представленный в афише, объединяет традиции французского, итальянского и русского балетов. Но, как это заведено в театре Наталии Касаткиной и Владимира Василева, красивый «ламповый» спектакль обретает новый динамичный облик, где бережно сохраненная винтажная хореография деликатно и изобретательно адаптирована под день сегодняшний.

Балеты русских сезонов

Одна из «жемчужин» сезонов — всемирно известная труппа Московского государственного академического театр им. Наталии Сац. Танцовщики прославленного коллектива, в афише которого более шестидесяти постановок для зрителей разных возрастов, станцуют на сцене РАМТа «Лебединое озеро» (20 августа), «Жизель (21 августа), «Спящую красавицу» (22 августа) и три одноактных шедевра Михаила Фокина, созданных для легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева и восстановленных хореографом Андрисом Лиепой (19 и 23 августа).

«Шахерезада» на музыку одноименной симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова переносит зрителя во времена древних персидских сказаний «Тысячи и одной ночи», где хитроумная царица Шахерезада спасает от смерти молодых жен Шахрияра, уводя его в небывалый мир своих невероятных сказочных фантазий. В начале XX века смелый хореографический текст Михаила Фокина произвел фурор среди балетоманов.

Удивительно, что и спустя сто лет эта провокационная, не утратившая своей смелости постановка, производит ровно тот же эффект.

Фото: Российский академический Молодежный театр

Совсем иное настроение дарит романтическая «Шопениана», где легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра А. Глазуновым. В балете нет сложных «па», напротив, движения танцовщиц нарочито просты и естественны, как женская душа, вырвавшаяся на волю и не скованная никакими условностями.

Некогда в «Шопениане» солировали несравненные Тамара Карсавина и Анна Павлова, настала пора нашим современницам показать, что русская школа балета по-прежнему в силе и несравненна.

Балет «Половецкие пляски» — это хореографическая фантазия Михаила Фокина, а вслед за ним — и Андриса Лиепы, на тему одноименного музыкального фрагмента оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Дух экзотической кочевой вольницы, огонь свободы, романтизированное степное средневековье завоевали Европу в начале XX века и продолжают покорять публику, спустя столетие. В чем секрет этой постановки? В энергетике музыки, помноженной на фантазию постановщика. «Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так», — писал Михаил Фокин в своих воспоминаниях.

Одно из главных украшений возрожденных балетов «Русских сезонов» — костюмы и декорации Анны и Анатолия Нежных, взявших за основу эскизы Леона Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха, реконструировавших и переосмысливших их в духе нового времени.