«Железная леди советского кино». Характер Татьяны Лиозновой закалила война

Лиознову называли «железной леди» © / РИА Новости

Ее называли «железной леди советского кино». Возможно, именно поэтому ей, одной из немногих женщин-режиссёров, удалось добиться невероятных успехов. «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» пересматривает не одно поколение. 

   
   

Она считала, что её характер сформировала война. В 1941-м она была совсем молодой девушкой, на фронт добровольцами ушли отец Татьяны и три её дяди. Домой они не вернулись…

Наверно, поэтому она так ­ухватилась за повесть «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова. Пришла к автору и сама предложила себя в качестве режиссёра. Но Семёнов только пожал плечами: «Сценарий уже продан на «Ленфильм». Но Лиознова заставила Семёнова вернуть «Ленфильму» гонорар и забрать сценарий. 

«Татьяна Михайловна удивительно точно подбирала артистов. Из 500 ролей в «Семнадцати мгновениях» почти каждая - выдающаяся, - говорит актёр Вячеслав Шалевич. - Иногда я даже не замечал, как она тихо произносила команду: «Мотор!» - чтобы не сбить настроение».  

Лиознову консультировали профессионалы, разведчики. По окончании съёмок Андропов потребовал от режиссёра убрать все упоминания в титрах о консультантах из КГБ и не упоминать их имена в интервью прессе. 

Народная артистка СССР, режиссер-постановщик и сценарист Татьяна Лиознова в день своего 80-летия. 2004 год. Фото: РИА Новости / Галина Кмит