«Вратарь». Как сложилась судьба актера, сыгравшего Антона Кандидова?

Григорий Плужник, «Вратарь», 1936 г. © / Кадр из фильма

Несмотря на то, что отечественному кинематографу пошла вторая сотня лет, фильмы об «игре миллионов» — футболе — в нем большая редкость. Их количество и в целом небольшое, а уж удачных из них и того меньше.

   
   

Лучшей картиной о футболе в нашей стране до сих пор считается вышедший на экраны в 1936 году фильм режиссера Семёна Тимошенко «Вратарь», авторами сценария которого стали Лазарь Юдин и Лев Кассиль.

Образ непробиваемого вратаря Антона Кандидова и сегодня хорошо знаком зрителям. А вот вопрос «Кто сыграл Кандидова?» обычно ставит в тупик.

Тракторист уходит в артисты

Судьба распорядилась так, что актер Григорий Плужник, создавший образ Кандидова, в памяти остался под именем своего героя. Больше звездных ролей на его долю не выпадало.

Он родился 1 мая 1909 года в Херсонской губернии, в состоятельной семье управляющего графским поместьем Дмитрия Плужника. Григорий, шестой ребенок у своих родителей, мог наблюдать превратности Гражданской войны прямо у себя дома. Один из старших братьев, Иван, выступал против большевиков, а другой, Мефодий, был бойцом Красной Армии. До братоубийства в доме Плужников не дошло, но Григорию этот раскол запомнился на всю жизнь.

Как и другие крестьянские дети, он рано начал помогать родителям по хозяйству, благодаря чему обрел недюжинную физическую силу. В 17 лет Григорий окончил трудовую школу в Херсоне, получил профессию тракториста, а заодно пристрастился к самодеятельным спектаклям. Однажды Плужник набрался смелости, пришел в сельсовет и попросил отправить его учиться на артиста.

Как ни странно, на смех тракториста не подняли, и он действительно получил направление в Одесский музыкально-драматический институт. Педагоги признали, что у крестьянского парня действительно артистический дар, и в 1929 году Григория откомандировали в Москву, где создавалась Украинская театральная студия.

   
   

Требуется настоящий вратарь!

В те времена к артистам относились проще — из Москвы Плужника призвали в армию. Причем это была не формальная служба где-нибудь в части рядом со столицей, а самая настоящая строевая, на Дальнем Востоке.

После демобилизации Плужник был принят в Харьковский театр Революции. На тот момент Харьков был столицей Украинской ССР, но в 1934 году столицу перенесли в Киев, и вслед за ней переехал и театр.

В 1935 году режиссер Семён Тимошенко готовился снимать фильм о футболе, главным героем которого должен был стать вратарь. У режиссера была договоренность о том, что наряду с актерами в картине будут задействованы и профессиональные футболисты, которые сыграют в массовых сценах. Кроме того, Тимошенко был уверен, что главную роль вратаря Антона Кандидова должен сыграть профессиональный голкипер, поскольку иначе добиться правдоподобия не получится.

Но тут выяснилось, что тренеры футбольных клубов отпускать вратарей на съемки не хотят. Одно дело сняться в нескольких сценах за несколько дней, и совсем другое отдавать игрока на несколько месяцев.

Григорий Плужник в фильме «Вратарь», 1936 г.

Арбузы решают все

Загрустивший Семен Тимошенко оказался перед перспективой срыва съемок. И вот однажды, катаясь на катере по реке, он увидел, как рослый белобрысый парень ловко забрасывает в лодку арбузы. Получалось у него это так естественно, что режиссер был уверен — перед ним футбольный вратарь.

Белобрысым парнем, как вы уже догадываетесь, оказался Григорий Плужник, оказавшийся в тот день на реке случайно, и вспомнивший крестьянскую юность.

Познакомившись с Плужником, Тимошенко был озадачен — с одной стороны, он получил на главную роль профессионального актера, на что совсем не рассчитывал. С другой, у Григория не было профессиональной подготовки.

В итоге Плужника отправили в киевское «Динамо», тренироваться с настоящими вратарями. Все было по-настоящему: в первые же дни актер получил не самую серьезную, но болезненную травму.

Кстати, в фильме «Вратарь» мы видим некоторых партнеров Плужника по тренировкам. Киевские динамовцы сыграли в фильме роли игроков команды «Черные буйволы», а вратарь Антон Идзковский по сюжету картины пропускал решающий гол от Антона Кандидова.

После фильма «Кандидов» выходил на поле в настоящих матчах

К началу съемок профессионалы дали заключение — вратарь настоящий! И действительно, Кандидов в воротах вел себя именно так, как играли вратари в 1930-х годах. А эпизод знакомства режиссера и актера на реке стал частью сценария.

Успех у картины был бешеный, а Григорию Плужнику стало трудно выходить на улицу. Его буквально преследовали толпы поклонниц.

Актер настолько вжился в амплуа вратаря, что повел несколько матчей за одну из киевских футбольных команд. «На Кандидова» собирались полные трибуны — актера не отделяли от его персонажа.

И очень быстро выяснилось, что это проблема. Когда Плужник появлялся в новых ролях, например, в роли командира военного корабля в картине «Моряки», зрители начинали шептаться: «Кандидов! Кандидов!»

Кадр из фильма «Вратарь», 1936 г.

Отказавшись от брони, актер ушел на фронт добровольцем

А потом актерскую карьеру Григория Плужника прервала война. Будучи всесоюзной знаменитостью, он отказался от брони и ушел на фронт добровольцем. Младший лейтенант, техник-телеграфист Плужник участвовал в Сталинградской битве, был награжден медалями «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги».

Командование очень хотело сохранить жизнь артисту. Его пытались уберечь, настаивали, что актеру важнее вдохновлять других, нежели самому рваться в бой. Григорий соглашался, но наполовину — и в боях участвовал, и успевал заниматься организацией фронтовой самодеятельности. В 1943 году Плужник стал актером Севастопольского театра Черноморского флота.

После окончания войны герой-фронтовик вернулся к съемкам в кино. Заметной работой стала роль ефрейтора Биденко в картине 1946 года «Сын полка» режиссера Василия Пронина. Это был уже совсем другой Плужник — не лихой улыбчивый парень из «Вратаря», а возмужавший человек, прошедший через большие испытания, способные передать новую гамму эмоций.

В последние годы Плужник зарабатывал концертами

Увы, больше заметных ролей в кино у актера не будет. Он снимется еще в девяти картинах, но они не станут знаковыми, а сами роли Плужника будут эпизодическими.

Он работал в Одесском театре Советской Армии, затем в 1954 году переехал в Москву, где поступил в труппу Центрального театра Советской Армии. Казалось, что здесь у него начинается новый этап карьеры, но Плужник поссорился с режиссером, и ушел из театра.

Неослабевающая популярность Кандидова позволяла актеру зарабатывать, проводя в разных уголках страны встречи со зрителями. Он читал стихи, исполнял песни, вспоминал интересные случаи со съемок, имел успех у публики. Такие поездки позволяли Плужником кормить семью.

Роковой инсульт

В январе 1973 года у артиста случился инсульт. Правда, актер быстро пошел на поправку, и врачи сочли, что он может продолжать лечение дома при соблюдении постельного режима. Плужник, однако, придя в себя, решил, что должен немедленно вернуться к делам. Расплатой за это стал новый удар болезни, на сей раз смертельный. Он ушел из жизни 27 января 1973 года, в возрасте 63 лет. Похоронили звезду советского кино на кладбище города Долгопрудный.

Актерам уготована разная судьба. Одних помнят через десятилетия после смерти, иных забывают еще при жизни. У Григория Плужника была одна бессмертная роль, которую вспоминают более чем через 80 лет. Помнят, правда, имя героя, а не того, кто его сыграл. Но и это не самый худший вариант для артиста.