«Доктор! У меня это!» — одна из множества фраз, после которых сразу вспоминается Владимир Винокур. Он делал пародии на известных людей, еще когда любой из объектов его шуток мог пожаловаться в ЦК КПСС и мы бы навсегда забыли о таком артисте. Винокур обладает уникальным голосом, трудоспособностью и самое главное — умением шутить остро, но по-доброму. 31 марта артист отмечает 75-летие. А aif.ru вспоминает самые яркие моменты его биографии.
С мамой по жизни
У Владимира Винокура — взгляд хулигана. Даже когда он говорит серьезно, кажется, что он немного издевается. Он умеет шутить одними глазами, блестяще изображает героев недалеких и глуповатых. Вроде как и биография его должна быть переполнена скабрезными историями, романами, дебошами и разводами. Но это тот самый случай, когда внешность обманчива. Винокур преданно и трогательно любил родителей, у него один долгий брак, он обожает дочь. А скандалы — да, были. Но довольно быстро закончились.
Мама Владимира Натановича дожила до 96 лет и до последних дней была трепетно любима сыном. Юморист не скрывал, что именно мама — главная женщина его жизни. Как и обо всем другом, у него был и анекдот для каждого дня рождения мамы: «Когда всем гостям пожелали жить до 120 лет, один из них встал и сказал — мне надо умереть в 119! Зачем? Чтобы на могиле было написано — ушел безвременно».
Отец пародиста умер в 1995 году в 76 лет, и Владимир Натанович до сих пор вспоминает о нем с влажными глазами. Когда не стало папы, Владимир Винокур поселил маму рядом с собой и каждое утро выходил на работу пораньше, чтобы зайти к ней позавтракать. Мама была счастлива. И сейчас Владимир Натанович говорит: «Мамы — это святые люди, которые несут тебя на руках даже тогда, когда ты научился ходить». Вот такой «хулиган»...
Фиктивный брак
Со своей супругой Тамарой артист живет вот уже почти 50 лет. Владимир старше своей избранницы на 6 лет, и именно этой разницей в возрасте он объясняет то, что Тамара далеко не сразу дала согласие на брак: «Я был уже толстым стариком для нее! 26 лет, а ей — 20».
Девушка тогда училась на артистку балета, а Винокур делал первые шаги в профессии. Ухаживания продолжались больше года, и все это время Тамара называла ухажера на «вы». А когда узнала, что для работы в московских театрах Владимиру обязательно нужна прописка, посоветовавшись с мамой, предложила ему вступить в фиктивный брак. К этому моменту вопрос с театром уже был решен, но готовность девушки на жертву невероятно растрогала артиста, и он поехал просить ее руки у своей будущей тещи. Не фиктивно, конечно, по-настоящему.
«Это что же, — поинтересовалась мама Тамары, — она тебя год мурыжит?!».
Несмотря на то, что у Владимира Натановича есть десятки монологов и реприз про тещу, со своей он жил душа в душу и, кроме добрых слов, ничего о ней не говорил.
Сейчас Винокур над своей супругой потешается: «Она же даже фамилию мою не взяла! Не знала, что буду народным артистом. Прогадала!» У пары довольно долго не было детей, их дочка Анастасия родилась в 1985 году, когда Винокуру было уже 38 лет. Сейчас юморист еще и счастливый дед, у Анастасии, ставшей, кстати, солисткой балета Большого театра, в 2015 году родился сын Федор.
А мы — монтажники, высотники...
Вообще-то отец Владимира Винокура мечтал о совсем другой карьере для сына. Юноша поступил в монтажный техникум и должен был потом уехать в Ленинград, продолжать обучение там, как отец и старший брат. Но будущий артист, находясь в Москве у друзей, решил, как он рассказывал после Борису Корчевникову, шутки ради поступить в ГИТИС. Легко прошел три тура творческих испытаний, но завалился на сочинении. «Завалили, — уверен Винокур. — Я всегда сочинения не на “пять”, на “шесть” писал, у меня мама учитель русского и литературы».
И все-таки он мечтал быть певцом. «П[и]вцом холодненького», — каламбурит Винокур. Пошел устраиваться в московские ансамбли, и его взяли в оркестр Московского военного округа, где он и продолжил служить, когда пришло время идти в армию. А после службы поступил-таки в ГИТИС.
И Левчик, и Магомаев...
После института Винокур пел в ВИА «Самоцветы», а потом... Потом понял, что надо искать что-то свое.
Его первый триумф — победа во всероссийском конкурсе артистов эстрады с монологом «Старшина Ковальчук». Кстати, автором этого текста был... Леонид Якубович!
В 1979 году вышла его первая пластинка «Пародии-80», и с тех пор Владимир Натанович стал и артистом «оригинального жанра», и всесоюзной звездой. Он пародировал звезд всех уровней, но специализировался все-таки на близких друзьях. Винокур очень тесно дружил с Муслимом Магомаевым и пел его песни, но переделывая текст и вызывая громовой хохот. А со Львом Лещенко они и вовсе стали неразлучной парой, после десятилетий пародий они даже пели вместе.
А до смерти четыре шага...
Владимир Винокур, как, впрочем, и большинство звезд советской закалки, никогда не отделял себя от родины. И если поступало приглашение отправиться в горячие точки, не отлынивал. Во время войны в Афганистане ангар, где шло выступление, был обстрелян душманами. Но Винокур, к восторгу военных, не дрогнул и продолжил выступление, чтобы в зале не началась паника.
В 1986 году после выступления в Сочи Винокур вместе со своим другом Львом Лещенко решили развеяться и взяли билеты на прогулочный рейс по Черному морю. Больше того, даже объявили на концерте, что завтра отходят на «Адмирале Нахимове». Но поездка сорвалась, Лещенко срочно вызвали в Москву на правительственное выступление, а Винокур решил в одиночку не плыть. 31 августа корабль «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом. Произошла одна из самых страшных катастроф в морской истории нашей страны, погибло 423 человека. А в спасении выживших принимали участие моряки, которые были зрителями на недавнем концерте. И они искали Винокура и Лещенко, которые, к счастью, не попали на тот трагический рейс.
В 1992 году во время гастролей в Германии Владимир Винокур попал в жуткую аварию. Водитель и еще один пассажир погибли на месте, а артиста с тяжелейшими травмами отправили в госпиталь.
«Лежу, — вспоминал Винокур в передаче “Судьба человека”, — и вспоминаю немецкий... А врачи говорят — все, “капут”».
Хирурги уже собирались ампутировать актеру ногу, когда приехал Иосиф Кобзон и перевел коллегу к нашим военным врачам. Тяжелейшие операции, длительное восстановление, ночные упражнения с ногой, которые Винокур называл «маленькое гестапо», но ногу сохранить удалось!
«Я потом поехал к немцам, в их госпиталь, и цыганочку сбацал, чтобы видели, — рассказывал Владимир Натанович. — Они только охали!»