Владимир Кузьмин: наша современная попса это песни на четырех аккордах

Владимир Кузьмин. © / Из личного архива

Музыкант Владимир Кузьмин рассказал АиФ.ru почему перестал выпивать и вести рок-н-ролльный образ жизни, как сочинил хит «Сибирские морозы», о безумных поклонницах 80-х, грустных песнях, которые любит наш народ и попсе, которая построена на четырех одинаковых аккордах.

   
   

Владимир Полупанов, АиФ.ru: - Многие артисты жаловались на отсутствие работы и денег. Если судить по твоей афише, ты без дела не сидишь. Так ведь?

Владимир Кузьмин: - Когда первый раз объявили карантин, я был счастлив. У меня столько свободного времени не было, наверно, лет 30. Так, чтобы без гастролей. Записал столько новых песен – за полтора года выпустил 3 альбома. Был очень рад, что у меня появилось время и собой заняться, и музыкой. Многому научился, сидя на изоляции, снова стал записывать сам музыку как звукорежиссёр. Альбом «Мне одиноко, детка» почти полностью записал сам и свёл его самостоятельно.  Так что мне не на что жаловаться. Наоборот, жалуюсь на то, что уже начинается дикий чёс - большое количество концертов. А я не готов к этому. Стал расслабленным и домашним. Куда-то ездить так не хочется. Мы в Хабаровск слетали, и я потом несколько дней в себя прийти не мог из-за перелета и смены часовых поясов. Без привычки тяжело.

- 8 марта в «Известия холле» вы дадите большой концерт. Первый после большого перерыва?

- У нас много концертов, просто они, как правило, клубные или заказные, закрытые. А работаем  мы много. В декабре у нас было 10 концертов, в январе - 7. В общем, не теряем квалификацию.

- Перед концертом вы опросили своих поклонников, какие песни они хотят услышать. Что просят? В основном полюбившееся старое?

- Публика всегда разделяется. Ярые поклонники, наоборот, все время жалуются, что мы не играем новых песен на концертах. Мол, надоело уже одно и то же. Пол Маккартни и «Роллинг стоунз» также играют одно и то же уже 50 лет. Никуда от этого не уйдёшь. Большая часть людей хочет слышать старые песни, потому что с этими песнями связаны какие-то события в их жизни. Поэтому в концерте у нас будут и старые, и новые песни.

   
   

- Ты сказал, что занялся собой. На свежих фото в твоём Инстаграм ты, правда, выглядишь посвежевшим. Как ты собой «занимался»?

- Перестал ходить на гулянки и выпивать. Свёл до нуля любые посиделки. После концерта сразу иду спать, на банкеты не хожу.  В дни, когда нет концертов, ложусь спать в 21.00, встаю в 5 утра. Поэтому и стал чувствовать себя и выглядеть лучше. Хожу на эллиптическом тренажёре, кручу педали. В общем, веду совсем не рок-н-ролльный образ жизни.

- В заглавной песне, которая дала название новому альбому «Мне одиноко, детка», как раз поётся о злоупотреблениях. «Я потерял в тот вечер всё, что мог: айфон, часы и кошелек». Это про какой период жизни?

- Это воспоминания из прошлого, когда в ночных клубах чего только не случалось. Такая песня могла родиться ещё в 90-е.

Фото: Из личного архива

- «Меня пытались то и дело снять» - поёшь ты. Сегодня, в твои 65 лет, бывает, что тебя пытаются «снять» молоденькие девушки?

- Я почти нигде не бываю. Но познакомиться много желающих. Особенно после концерта – сфотографироваться, взять автограф. Не могу сказать, что я страдаю от невнимания. Но сейчас стараюсь сразу улизнуть в гримерку, не фотографируюсь и не даю автографы. Берегу себя и других.

- Повышенное внимание раздражает?

- В 80-е годы это жутко бесило. Когда за поездом бежали сотни девочек, в подъездах ночевали. А сейчас это носит невинный характер. Люди относятся ко мне с уважением. Читаю про себя всякие комментарии в Инстаграме и удивляюсь, каким же они меня считают крутым, гением. Иногда такого начитаешься про себя, что даже стыдно становится. Любят меня люди, очень доброжелательные пишут комментарии. Крайне редко приходят какие-то злобные сообщения. 

- А как часто тебе бывает одиноко?

- Одиноким я себя никогда не чувствую. Я пишу песни не про себя. Это обычно начинающие авторы, у которых мало таланта, этим грешат. А опытный творческий человек всё придумывает. Самый характерный пример – «Сибирские морозы». Все думают, что меня кто-то бросил в тот момент, когда я написал эту песню. Ничего подобного, у меня в личной жизни было всё прекрасно. Не очень любят наши люди, когда хеппи-эндом всё заканчивается. Поэтому я и написал о том, что люди расстались. Народу нужны такие песни, чтобы пострадать,  слезу выдавить.

- Почему наш народ так любить погрустить?

- Душа у нас такая, грусти просит. В Америке, наоборот, любят всё мажорное. Когда жил там, мы там играли только позитив. Я же три года прожил в Калифорнии, где тепло и весело. А когда вернулся в Россию, сразу попал в Сибирь, где зимой темно и холодно, где пьют водку и поют грустные песни. И сразу понял, что нужно народу. Уединился в комнате и написал песню «Сибирские морозы», без которой не обходится ни один концерт. Я всегда специально подпускаю немного грустинки в песнях. Это такой творческий приём. На этом же приеме построена песня «Небеса». Единственная моя светлая песня, которая нравится публике, «Сказка в моей жизни».

- За что же нравится?

- Наверно, потому что искренняя. Нормальный человек в жизни постесняется признаться в любви девушке в таких выражениях. А я как музыкант и поэт не постеснялся. И людей это очень трогает.

- Какие песни из нового альбома могут стать такими же хитами, как «Сибирские морозы»?

- В альбоме «Мне одиноко, детка» нет такой песни. Он получился развлекательно-лирическим. Да я и не ставил задачу написать супер-хит. Отдельно выпустил песню «Когда ты вспомнишь обо мне», у которой уже больше 50 тысяч просмотров. Это просто аудио, я даже не делал lyrics video. Эта песня в какой-то мере должна составить конкуренцию «Сибирским морозам».

- Ты новый альбом сделал более попсовым, там мало хард-роковых гитарных риффов. Устал от тяжелого рока?

- Ты угадал. Я записал альбом «Я - твой рокенрол», следом мы начали писать второй в таком же стиле. И я так устал от тяжелого рока. У меня болела голова, уши, я чуть не оглох. И захотел что-нибудь повоздушнее, полегче. От хорошей музыки тоже можно устать.   

Фото: Из личного архива

- «Когда ты вспомнишь обо мне, меня уже не будет радом, тоска наполнит душу ядом, в полночной одинокой тьме» - опять расставание, грусть, одиночество в новых песнях.

- Да. Но такие песни пронзают с первой ноты. Люди мне пишут: «Какой же это кайф! Сразу за душу цепляет». Мазохисты (смеется).

- У тебя же в личной жизни сейчас все в порядке? Почему такие песни пишутся? 

- У меня сейчас с личной жизнью все в порядке. «Откуда вы берете такие слова?» – спрашивают меня. Не знаю. С небес падают.       

Я же сказал, что пишу не про себя. Скажу по секрету, что песня «Когда ты вспомнишь обо мне» была написана в 2007-м году. Я приехал после гастролей, уставший и ночью сочинил эту песню. Тут же записал демо-версию и отправил приятелю Антону из Питера. И забыл про неё. В этом году он прислал мне на кассете эту демку (на ней даже написано ручкой «Июнь, 2007 г. 3 часа ночи»). Я почти ничего не переделывал, гитара и голос остались так, как и были записаны. Но получилась новая песня.

- В песне «Ключевой вопрос» описаны такие подробные детали, как ты «попался на подставную утку». Неужели и ее тоже из головы выдумал?

- Со мной такого никогда не происходило, тоже все придумал. Я большой фантазёр. Там есть вывод, что не надо лезть, куда не надо: «не суй свой ключ в чужую дверь». У меня масса рассказов в стихах, поэм, в которых придуманы разные герои. Из меня эти истории просто льются.

- В одной из новых песен я наткнулся на слово «унылость». Есть уныние, но «унылость», только у тебя встретил.

- Значит, я его придумал. У меня есть строчки в песне «Пороги»: «Люби меня больше, чем я это знаю, меня излечая и душу мою». «Излечая» - так не говорят. Ну, и что? Иногда я придумываю слова. Сейчас такой русский язык – столько всего напихано, то, чего по нормам не должно быть. Среди музыкантов ходит даже такая шутка, что в музыке появился новый темп, не быстрый, не медленный, а «когдажио».

- Многие твои коллеги не сидели без дела на изоляции, сейчас выходит масса новых хороших альбомов. Обращал внимание?

- Да, много хорошей музыки, особенно в блюз-роковом направлении. И молодежь, и старички выпускают отличную гитарную музыку. Но я консерватор, слушаю только западную и на CD в основном. У меня весь дом завален дисками. Нравится The Record Company, Christian Smith, Justin Cody Fox – полно хорошей музыки. Все клёвые! Такую музыку люблю, другую почти не слушаю.

- На русском вообще не слушаешь?

- На русском не могу, тут же выключаю. Потому что ничего интересного не слышу. Пытался слушать рэп на русском, но меня, как говорит Владимир Матецкий, чуть не вырвало. Совсем не нравится. А попсу чего слушать? Там музыки нет вообще. Одно и то же, особенно по телевизору. На фестивале «Жара» в 2019-м в Баку прослушал целое отделение нашей молодежной музыки. Все песни на одних и тех же четырёх аккордах. Это так смешно и так грустно на самом деле. Всё одинаково уныло. А рок у нас кто еще играет, кроме нас? Я даже не знаю. 

Фото: Из личного архива

- В песне «Мечты, мечты» ты поешь: «Есть у них особенность сбываться, когда нам нужно, чтоб сбылись другие». О чем ты сегодня мечтаешь?

- Чтобы закончилась эта пандемия, всё восстановилось, и народ воспрял. Чтобы просто дышалось и жилось легче. А то очень чувствуется, что люди подавлены.