Вехи жизни Григория Александрова: судьбоносные встречи и лучшие фильмы

Григорий Александров. © / РИА Новости

Урожденный Гриша Мормоненко, он проделал долгий путь от рассыльного в Екатеринбургском оперном театре до лауреата двух Сталинских премий и Героя Социалистического Труда. Его жизнерадостные фильмы помогали простым людям легче относиться к реалиям жизни, зажгли яркую звезду Любови Орловой на кинематографическом небосклоне и открыли иностранцам иной, более светлый, взгляд на жизнь в стране советов.

   
   

Родился Григорий Мормоненко 23 января (10 января по ст.ст.) 1903 года в Екатеринбурге в семье уральского горнорабочего, и очень рано, с 9-ти лет, начал работать. Учился он в Екатеринбургской музыкальной школе, окончил курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра. С Сергеем Эйзенштейном он познакомился в мастерской Мейерхольда, во времена своей работы на подмостках Первого Рабочего театра Пролеткульта в Москве, и впоследствии творческий союз двух деятелей воплотил в жизнь такие киноработы как «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929). Вместе двое молодых людей отправились в путешествие по США и Мексике на три года для съемок картины «Да здравствует Мексика!».

Занятная история приключилась с друзьями по пути в Америку. Они приняли участие в съемках швейцарского фильма о запрещении абортов в одной из клиник Цюриха, где Александрову пришлось играть роженицу, которой делают кесарево сечение. На вопрос акушерки «В который раз рожаете?» молодые люди разразились диким смехом и чуть не сорвали съемки.

Однако во время своего американского турне друзья разругались, и Александров решил строить свою карьеру самостоятельно.

Софи Лорен и Григорий Александров. Фото: РИА Новости

После возвращения на Родину последовала работа над комически-лирическими «Веселыми ребятами». Интересно, что это фильм помог вытащить на свет не кто иной, как Максим Горький.

Ему, в отличие от советских цензоров, картина понравилась: Горький устроил встречу молодого режиссера и великого вождя на даче Александрова. «Хорошая картина, веселая, - прокомментировал фильм Сталин. — Я как будто месяц в отпуске побывал. А что, кому-то она не понравилась?» Советским зрителем картина была принята на ура.

   
   

Вскоре последовали знаменитые «Цирк» и «Волга-Волга», «Весна» и несколько других работ. В июне 1948 года Александрову было присвоено звание «Народного артиста СССР». Однако после смерти Сталина картины режиссера принимались в штыки. Поэтому он решил оставить режиссуру, сосредоточившись на других сферах деятельности: руководил режиссерским курсом во ВГИКе, председательствовал в президиумах.

Последней киноработой Александрова стал документальный фильм о жене «Любовь Орлова» (1983). Супруга Александрова скончалась 26 января 1975 года, а через некоторое время после смерти жены режиссер потерял и своего сына Дугласа — он умер в 1978 году от обширного инфаркта. Спустя некоторое время он женился на вдове сына — Галине Васильевне, которая впоследствии унаследовала московскую квартиру и семейный особняк Александрова.

Фильм «Любовь Орлова» вышел на экраны уже после смерти Григория Васильевича в декабре 1983 года. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище. Галина Васильевна не позволила захоронить Александрова в могиле бывшей жены Любови Орловой. Памятники бывших супругов сегодня находятся друг напротив друга.

Слева направо: (сидят) актриса Любовь Орлова, режиссер Всеволод Пудовкин, актриса Тамара Макарова, певец Георг Отс. На заднем плане режиссер Григорий Александров и актер Лев Свердлин. Фото: РИА Новости

«Какая женщина! Убиться можно!»: режиссер и его муза

Отношения с Любовью Орловой вообще называют одними из главных в жизни режиссера. Ради нее он ушел из семьи. Молодая актриса работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Александров, к тому времени уже известный режиссер, собирался снимать «Веселых ребят». Он размышлял над тем, кому отдать роль главной героини Анюты, и ему предложили сходить в театр на оперетту Оффенбаха «Перикола», где играла Орлова.

Он влюбился в нее с первого взгляда, и после спектакля побежал за кулисы пригласить актрису на банкет в Большой театр. После они гуляли всю ночь напролет, и Александров уговорил Орлову сняться в его фильме. На съемки в Гагры они поехали вместе, а вскоре официально зарегистрировали свои отношения. У Александрова на момент их встречи были жена и сын. У Орловой брак тоже не стал первым — ее мужа, работника Наркозема Андрея Берзина сослали в Сибирь. Был у нее и гражданский муж — австрийский инженер, в ту пору работавший в России. Он поощрял актерскую карьеру Орловой, даже одобрил ее желание поехать на съемки «Веселых ребят». Приехав поддержать актрису в Гаграх, он сразу почувствовал, что между ней и режиссером есть чувства. Уехал он тихо, и больше в жизни Орловой не появлялся.

Фильм имел необыкновенный успех, и союз Александрова и Орловой стал еще прочнее. Совместные работы пары в последующих фильмах «Цирк» и «Волга-Волга» закрепили за Орловой статус народной любимицы, а за Александровым — мастера музыкально комедии и «объекта гордости» Сталина. Последний настолько обожал творения режиссера, что очень обиделся на Риббентропа (министра иностранных дел Германии) за то, что тот не стал смотреть его любимую «Волгу-Волгу».

Александров пережил свою жену на восемь с половиной лет. «Мы прожили с Любочкой 42 года. Это было сорок два года счастья» — сказал он после смерти Орловой на одном из концертов.

Григорий Александров и Любовь Орлова. Фото: РИА Новости

Главные киноработы

Самые знаменитые в народе картины Александрова — «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» — снимались режиссером с подачи Иосифа Виссарионовича. Предполагалось заложить в эти картины советско-пропагандистский посыл, и первая по счету работа «Веселые ребята» вызвала шквал зрительского недовольства и даже была запрещена Наркоматом просвещения РСФСР за недостаток «революционного» пафоса. Однако «главному зрителю» картина понравилась, и после одобрения ее Сталиным режиссер прослыл «неприкасаемым». Фильм произвел фурор и за рубежом. Под названием «Москва смеется» он был удостоен не только приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году, но и похвалы самого Чарли Чаплина. «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа» — отозвался Чаплин об этом фильме. В финальных титрах режиссер решил шутки ради перечислить как «не участвующих в фильме» Гарольда Ллойда, Бастера Китона и Чарли Чаплина.

1936 год для Александрова стал годом «Цирка». В основу картины лег сценарий Ильфа, Петрова и Катаева (советский драматург и поэт), а в финале прозвучала «Песня о Родине», ставшая общенародным шлягером на многие года вперед. Фильм стал кинолегендой, цитаты из фильма стали крылатыми, вспомним хотя бы некоторые:

«Спят медведи и слоны, Дяди спят и тёти. Все вокруг спать должны... Но не на работе!»

или

«— Что она там поёт?

— Поёт, что на Луне хорошо.

— С такой зарплатой везде хорошо!».

Музыкальная «Волга-Волга» вышла в 1938 году и сразу же возымела оглушительный успех. Этоа эпическая картина (работа над фильмом велась с перерывами в течение четырех лет) символично отражала достижения Советского Союза и очень полюбилась Сталину. Фильм был удостоен высшей премии на Международной выставке в Париже в 1937 году. Интересно, что над фильмом работал сценарист Николай Эрдман, вернувшийся из политической ссылки, а оператора, снявшего большую часть фильма, арестовали по обвинению в шпионаже и расстреляли еще до окончания съемок.